Последнее обновление на 23.10.2022
Удар приняли с неба
С самого начала войны и до осени тыловой Горький жил спокойно. На город не упало ни одной бомбы, хотя об этой говорилось на каждом занятии по местной противовоздушной обороне. Каждый горожанин должен был знать чем может грозить это затишье, а потому еще настойчивее овладевать военными знаниями. Специально подготовленные группы учились тушить зажигалки, отряды санинструкторов тренировались оказывать первую помощь раненым. Город ощетинился зенитками. Они стояли и в черте города на высоких холмах, и на гривах вдоль реки Оки и Волги, а то и на крышах заводских цехов. Город работал, но все понимали, что тишина над ним временная. Враг подходил к Москве, а это значило, что Горький уже входил в зону действий вражеских бомбардировщиков и ждать их визита осталось недолго. Но куда ударит враг в первую очередь? Вне всякого сомнения по заводам, перешедшим на военное производство. А еще куда?
Первый бомбовый удар стал неожиданностью…
Цель — Сейма!
В ясные погожие дни осени 1941 года над городом стали замечаться силуэты неизвестных самолетов, которые военными специалистами определялись как вражеские самолеты — разведчики. Достать их истребителями из полков прикрытия города было невозможно. Летали они на большой высоте и уходили при первом же появлении в небе истребителей. Не надо было быть искушенным специалистом, чтобы предположить, что где-то в немецких штабах формируется подробная фотокарта города и определяются цели для нанесения бомбовых ударов. Самолеты меняли маршруты и было ясно, что им не хватало каких-то участков, которые оказались не попавшими в объектив. Конечно военным думалось, что вот сейчас все, что нужно отснимут и прилетят с грузом от которого сотрясется город. Шел отсчет дней. Когда?
Невольным свидетелем первого бомбового удара оказался Герой Советского Союза Сидор Васильевич Слюсарев:
«В конце октября 1941 года я был командирован в район Горького на станцию Сейма, где базировался запасной истребительный авиаполк. Здесь я должен был принять три полка для ВВС Юго-Западного фронта. В расположении полка находилась и моя семья, жена и два сына, одному 8 лет, другому 2 года, которые были эвакуированы из Киева. Поздно ночью наш поезд подходил к станции Сейма, но был остановлен возле семафора из-за воздушной тревоги. В воздухе на большой высоте летал вражеский бомбардировщик, наши зенитчики вели по нему огонь. Все пассажиры вышли из вагонов.
С первых дней войны, начиная с госграницы и до самого Харькова, я все время находился на передовых позициях наших войск, где управлял боевыми действиями нашей фронтовой авиации. Когда я ехал в Горький, думал, что здесь , наверное, немного отдохну.
Немецкий стервятник подошел к станции Сейма, перешел в отвесное пикирование и на высоте 500-600 метров сбросил серию крупнокалиберных бомб на шестибашенный, заполненный зерном элеватор, который разрушился и загорелся.
Через два часа наш поезд подошел к станции. Свою семью я нашел на аэродроме, где они проживали в землянке. Надо ли говорить, как я обрадовался встрече. Вдруг в два часа ночи меня вызывает главнокомандующий ВВС Красной Армии генерал П.Ф.Жигарев к аппарату «ВЧ» и передал приказ Сталина, чтобы я немедленно отбыл в Горький и полностью отвечал за ПВО Горьковского района. В мое распоряжение выделялись 12 истребительных авиаполков. Вот и отдохнул! Но приказ есть приказ».
Элеваторная война
На Сейме к звукам летающих самолетов давно привыкли. Здесь на полевом аэродроме базировался запасной авиационный полк и по летающим самолетам узнавали даже о погоде: раз летают — значит день будет хорошим. Так что звук моторов приближающегося бомбардировщика особой тревоги не вызвал, к тому же самолет шел на большой высоте. Это был одиночный немецкий «Ю-88». Нельзя сказать, что он пересек все прифронтовое пространство незамеченным. Посты воздушного наблюдения вели его и в городе Дзержинске, куда он возможно направлялся, были предупреждены о его появлении. Сигнал тревоги там прозвучал, но самолет не прилетел. В городе думали, что это вновь была учебная воздушная тревога, пока на следующий день не узнали, что вражеский «юнкерс» отбомбился на Сейме.
Удар, который нанес «юнкерс», авиаторы оценили как мастерский, только вслух никто об этом не говорил. С такой огромной высоты точно спикировать и положить все три бомбы в цель, которая кажется небольшим квадратиком, мог только опытный летчик.
Конечно, мы и думать не могли, что когда-то откроется его имя. А оно открылось. Через много лет стало известно, что в тот день, 22 октября 1941 года, поднявшись с аэродрома Сещинская, свой «Ю-88» вел на цель немецкий летчик Ханс Георг Бехтер. Это был действительно опытный и уже повоевавший пилот, совершивший к тому времени 80 боевых вылетов. За польскую кампанию он получил Железный крест 2-й степени. Затем воевал во Франции, участвовал в налетах на Англию. С 21 июля 1941 года на Восточном фронте и сразу же летит на Москву. Военными историками отмечается, что все экипажи, были оснащены подробными авиакартами с нанесенными военными и политическими объектами. И это не удивительно, начальником оперативного отдела штаба 2-го авиакорпуса люфтваффе был фон Грамон — в недавнем прошлом военно-воздушный атташе Германии в Москве.
Бомбовый удар по Сейме был полной неожиданностью. Когда-то местные краеведы представили его как случайный. Просто самолет заблудился, не вышел на Дзержинск или на Горький и отбомбился по станции, которую штурман указал на карте. Может быть это была запасная цель: все-таки здесь был аэродром, железная дорога…
Так думали и собравшиеся на следующий день на заседание бюро Горьковского обкома ВКП(б). Цель — элеватор казалась не существенной. И в этом было большое заблуждение.
Но Бехтер вел свой «юнкерс» точно на элеватор и со своей задачей справился — сотни тонн заготовленного на зиму зерна сгорело или пришло в негодность.
Цель бомбежки элеватора на Сейме прояснилась, когда по секретным каналам пришли сообщения о результате налетов на Москву. Там тоже одной из целей бомбового удара были элеваторы. Дальше — больше: были разгромлены элеваторы под Калугой, в Ярославской, Ивановской и Тульской областях.
Стало понятно, что бомбовый удар по Сейме не был случайным. Враг продуманно спланировал бомбежку элеваторов. Сразу же стала ощущаться нехватка зерна и возможность голодной зимовки.
27 октября секретарь МГК ВКП(Б) А.С. Щербаков пишет Сталину:
«По состоянию на 27 октября остаток муки составляет 33 тысячи тонн, что удовлетворяет потребность области на 10-11 дней и по Москве на 8-9 дней».
По всему Поволжью снижается норма выдачи хлеба. Вводятся карточки.
Ваш комментарий будет первым