1916 года рождения. Место рождения – село Чудь, Муромский район. Призван в РККА Муромским РВК в 1938. Старшина 1-й статьи. Старший боцман. Член ВКП(б), партийный билет №4779422. Последнее место службы – СКА-041, Бригада траления и заграждения, Новороссийская военно-морская база, Черноморский флот. Погиб в бою вместе со всем экипажем катера во время налета вражеской авиации 22.05.1943.
Морской охотник «СКА-041»

ТТД:
Водоизмещение: 56 т.
Размеры: длина — 26,9 м, ширина — 4,02 м, осадка — 1,48 м.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Дальность плавания: 285 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 3 бензиновых ДВС ГАМ-34, 2250 л.с. (3 х 635 кВт).
Вооружение: Вооружение: 2х1 45 мм артустановки, 2х1 12,7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа «Р-1» или образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г.
Экипаж: 22 чел.
История корабля:
Морской охотник, тип «МО-4».
В конце двадцатых годов ХХ века на вооружение Военно-Морского Флота СССР поступили сторожевые катера типа МО-4 и МО-2 (малые «охотники»). Чаще их называли «морскими охотниками». Это был многочисленный класс кораблей.
Группа конструкторов под руководством Л. Л. Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного МО-2. Через год появился более совершенный катер; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже.
В 1940 г. прошли испытания и были приняты в состав флота более четырех десятков катеров МО-4. Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 «морских охотника».
Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников, но высокие качества — мореходность, скорость, маневренность — открыли им широкую дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми «морскими охотниками».
Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым — бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера — все это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и это не раз спасало их экипажи от верной гибели.
Великая Отечественная война расширила сферу боевого применения охотников. С первых и до последних дней войны эти корабли несли различную боевую службу. «Морские охотники» высаживали десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами фашистов и их самолетами. Наконец, МО охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после похода.
Морской охотник СКА-041 первоначально назывался СКА-025.
Катер был заложен в 1939 г., спущен весной 1940 г., вступил в строй 11.07.1940 г. и включен в состав ЧФ.
02.07.1941 г. катер бы переименован в СКА-041.
В период ВОВ в 1941 году катер прошел 1790 миль, проведя в море 25 суток. Входил в состав 1-ой ДСКА Бригады траления и заграждения ЧФ. Участвовал в операции по высадке десанта в районе Южная Озерейка 3-4 февраля 1943 года.
22 мая 1943 г. при конвоировании транспорта «Интернационал» из Туапсе в Геленджик во время налета вражеской авиации на конвой на СКА-041 спикировал Ю-87 и сбросил 3 бомбы, от прямых попаданий которых катер затонул.
При разборе обстоятельств гибели этого малого охотника установили, что СКА-041 выходил на выполнение боевого задания по конвоированию, имея большие дефекты в материальной части, под одним мотором. Два мотора были неисправны из-за течи блоков, коллекторов, вибрации гребных винтов валов. Находясь в распоряжении Туапсинской ВМБ и выполняя ежедневно боевые задачи, катер не имел возможности производить планово-предупредительный ремонт. Несмотря на плохое состояние энергетической установки, он был вновь послан в ответственный рейс для сопровождения транспорта. Прямое попадание бомб произошло только потому, что СКА-041 имел малую скорость и не мог совершить надлежащий маневр
Вдова – Ляшек Юлия Степановна (г. Поти).
Ваш комментарий будет первым