Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Мятежная стопка

Last updated on 17.05.2019

Романенко Владислав

кандидат исторических наук, доцент Нижегородского государственного технического университета им. Р.А. Алексеева., г. Нижний Новгород, Россия.

Романенко Станислав

историк, г. Нижний Новгород, Россия.

МятежнаяСтопка
Мятежная Стопка
Фото 1
МятежнаяСтопка1
Мятежная Стопка
Фото 2

Перед авторами данного  исследования стоит задача распутать «биографию» вещи, история которой началась 182 года назад, под грохот пушек польского восстания 1830 — 31 годов. Она пережила запреты и гонения, и еще одно польское восстание в XIX веке, две революции, две мировых войны и одну перестройку века ХХ, возрождения и распады государств, пришла к нам в третье тысячелетие демонстрируя связь времен, причудливейшее переплетение и взаимосвязь судеб отдельных людей, народов и государств в историческом процессе. Эта вещь — круглая выпуклая /бочкообразная/ серебряная стопка емкостью около 70 мл. Нижний диаметр 27 мм, диаметр верхнего края 47 мм, высота 40 мм. Дном служит серебряная польская монета номиналом /достоинством/ 2 злотых, выпущенная в 1831 году.  На наружной стороне стенки выгравирована монограмма: княжеская корона и под ней вензель из двух переплетенных рукописных заглавных букв, которые обычно по геральдической традиции означают первые буквы имени и фамилии владельца. У основания две круглых вмятины позднейшего происхождения, по форме напоминающих пулевые времен II мировой войны. Уже первый беглый осмотр позволяет предположить, что стопка может иметь какое-то отношение к польскому восстанию 1830-31 годов, а владелец принадлежал к одному из княжеских /шляхетских?/ родов Польши.

  Стопка попала в руки к авторам статьи следующим образом. Осенью 1944 года капитан Народного Войска Польского Афанасий Викторович Романенко (осенью 1943 года несколько тысяч советских офицеров, в основном этнических поляков, белорусов, украинцев, имеющих боевой опыт, были направлены в Народное Войско Польское по причине недостаточного количества подготовленных польских офицеров, особенно артиллеристов, танкистов, летчиков), командир батареи 122-мм гаубиц 8-го полка 2-й Померанской гаубично-артиллерийской бригады принимал участие в боях против фашистской Германии на Магнушевско-Пулавском плацдарме, в районе города Пулавы. Возможно именно там там молодая полька подарила Афанасию Викторовичу эту стопку. В 1946 году капитан Романенко демобилизовался и привез эту стопку домой, в село Балановка Бершадского района Винницкой области Украинской ССР. Как выпускник исторического факультета Харьковского университета он хорошо понимал значение подобных артефактов —  этой стопкой он очень дорожил и бережно хранил её как память о войне, о которой, однако, никаких подробностей не рассказывал. В 1960 году Афанасий Викторович скончался. К сожалению, в силу ряда обстоятельств долго не удавалось провести серьезное исследование истории происхождения самой стопки, и выяснить имя первоначального владельца.

 

 Эту работу стало возможно проделать только сейчас. Авторы статьи — внук (Владислав Романенко) и сын ( Станислав Романенко) капитана Романенко. Сравнение монеты, использованной как дно стопки, и изображений монет польского восстания 1830-31 годов в литературе и на интернет-ресурсах подтверждает их полную идентичность. Так, на аверсе (лицевая сторона с гербом) сверху полукругом идет надпись «krolestwo polskie». /Вопрос. Что называется аверсом? Сторона с номиналом – решка, или с орлом — гербом?/ Под надписью изображен объединенный герб Королевства Польского и Великого княжества Литовского: сверху королевская корона, под короной прямоугольный щит, разделенный по вертикали на 2 части. В левой части щита польский орел с короной на голове, в правой — литовский всадник  (Фото1).

Это герб, который использовали повстанцы. На реверсе (оборотная сторона монеты) сверху по кругу надпись «z grzyw. czyst. kol.». Это сокращенная надпись, обозначающая качество серебра. Переводится как «из кельнской гривны чистого серебра». Ниже венок из дубовых листьев обрамляет надпись 2 zlote pol (2 польских злотых). Под венком две буквы: “K” и “G”. Еще ниже по кругу дата выпуска: «roku 1831” (года 1831). (Фото 2)

Изображение на реверсе дна стопки также полностью идентично реверсу повстанческой монеты. Таким образом мы установили, что при изготовлении данной стопки была использована одна из так называемых «мятежных монет», чеканившихся Варшавским монетным двором по указу временного правительства повстанцев с февраля по сентябрь 1831 года.

МятежнаяСтопка2

Аверс (лицевая сторона) «мятежной монеты» 2 злотых.

Аверс (лицевая сторона) «мятежной монеты» 2 злотых.

МятежнаяСтопка3

Реверс (оборотная сторона) «мятежной монеты» 2 злотых

Реверс (оборотная сторона) «мятежной монеты» 2 злотых

Фото из электронного каталога «Монеты и Медали»

Были выпущены следующие монеты: золотой дукат, серебряные монеты 5 злотых и 2 злотых, революционный биллон в 10 грошей и медная монета в 3 гроша. Всего на сумму 2,1 млн. злотых. Следует заметить, что на «мятежных монетах» помимо привычной атрибутики размещались надписи иного, религиозного и даже призывного характера. Так, на гурте (боковой грани) монеты 5 злотых было написано «Боже, спаси Польшу». А на гурте специального выпуска монеты в 10 грошей написали « Боже, помоги верным сынам отчизны. в осаде Замостья». Имелись ли какие-либо надписи на гурте монеты в 2 злотых, установить не удалось. Обе противоборствующие стороны воспринимали «мятежные монеты» не только как деньги, но и как один из символов борьбы поляков за свободу и независимость. Именно поэтому после подавления восстания царское правительство начало изымать их из обращения и отправлять в переплавку. Всего было изъято и переплавлено около половины выпущенного тиража. К 1838 году обращение «мятежных монет» прекратилось. Польские же патриоты всячески стремились не только сохранить память о восстании, но и на его примере воспитывать новые поколения борцов за свободу Польши, на что указывает и исследуемая нами стопка. Человек, заказавший ее ювелиру (а заказывали, вероятнее всего, не одну стопку, а целый набор) приказал выгравировать на её наружной стороне свою личную монограмму, демонстрируя тем самым непокорность и открытый вызов угнетателям /! Слишком сильно сказано, способствует укреплению русофобии, рекомендую: гонителям борцов за свободу/ Польши.

 

     В верхней части монограммы выгравирована зубчатая княжеская корона. Над каждым зубцом — точки. По ободу короны перемежаются темные маленькие прямоугольники и крестики. Прямоугольники, видимо, отображают украшение короны драгоценными камнями. Под короной вензель из двух переплетенных рукописных заглавных латинских букв «I» (русск. «И») и «С» (русск. «Ц»). Буквы выполнены мастером в стиле сентиментального барокко. Это два стебля растения, украшенных большими и маленькими листочками и завитушками Ниже букв едва намечены контуры двух пушечных стволов, придавивших два цветка: поникший нераспустившийся бутон, и придавленный, но распустившийся, вытянувшийся вдоль ствола. Распустившийся цветок по форме напоминает лилию (фото 3, фото 4).

МятежнаяСтопка4
Мятежная Стопка
Фото 3
МятежнаяСтопка5
Мятежная Стопка
Фото 4

Расшифровка монограммы позволила нам установить наиболее вероятного заказчика и владельца исследуемой вещи. Наличие короны указало на принадлежность владельца к княжескому роду, и тем самым резко сузило круг поиска. Барочное исполнение вензеля позволяет предположить, что заказчиком была женщина. Только две польские княжеские фамилии — Чарторыйские (Czartoryski) и Чаплинские (Czapliński) начинаются с буквы «С». Но из живших в 1831 году представителей этих родов только у княгини Изабеллы Чарторыйской (Izabella Czartoryskа) было полное совпадение инициалов с инициалами монограммы (На фото портрет Изабеллы Чарторыйской в возрасте 28 лет, работы парижского художника А. Рослина). Сама о себе она говорила так: «Я никогда не была красавицей, но часто бывала красивой». Это была, по словам Ф.Ф. Вигеля, исступленная польская патриотка, которую поляки прозвали “Matka – ojczyzna” «мать-отчизна».1

Изабелла Чарторыйская
Изабелла Чарторыйская

 Наместник же российского императора  в Польше великий князь Константин именует ее «Бабой — Ягой», а активный участник подавления польского восстания 1830-31 гг., герой Отечественной  войны 1812 года, Денис Давыдов в своих «Записках партизана о польской войне 1831 года» называет «польской ведьмой» и считает «главной вдохновительницей всех польских восстаний на протяжении шестидесяти лет».[2]

 

  Дочь подскарбия Великого княжества Литовского графа Яна Флеминга Изабелла Флеминг родилась  в 1746 году. Она получила хорошее домашнее образование, увлекалась философией сентиментализма, проповедовавшей   приоритет чувства над разумом, была знакома с французскими просветителями Вольтером и Руссо, и их произведениями. Шестнадцати лет выйдя замуж за прямого потомка основателя Великого княжества Литовского  Гедимина князя Казимира Чарторыйского, она немедленно со всей присущей ей страстью погрузилась в пучину двух стихий — великосветских увлечений и великосветской политики. Известны ее романы с представителем Российской империи в Польше генералом Н.В. Репниным, французским герцогом де Лозеном. Она активно поддерживает претензии своего мужа на польский престол, а после избрания королем Польши Станислава Августа Понятовского становится его фавориткой. После утраты Польшей независимости и ее первого раздела в 1772 году Изабелла Чарторыйская активно включается в польское патриотическое движение, проповедуя восстановление независимой Речи Посполитой  в прежних границах. Она становится духовным лидером аристократической партии «Фамилия». Оба ее сына Адам и Казимир воевали в войсках Тадеуша Костюшко. После подавления восстания имения Чарторыйских были конфискованы. Чтобы избежать разорения, Изабелла Чарторыйская, по требованию Екатерины II отправляет в Петербург фактически в качестве заложников своих сыновей. Имения были возвращены. С помощью брака своей дочери с герцогом Вюртембергским Чарторыйская породнилась с большинством королевских домов Европы. Она посещает дворы своих новых родственников, и производит на них благоприятное впечатление. Очарованный ею прусский король Фридрих II заметил: «В Польше всеми делами управляют женщины. Мужчины только рассыпаются в любезностях». Свои новые связи княгиня Изабелла активно использует для реализации одной цели: восстановления независимого польского государства в границах 1772 года. В 1795 — 1807 гг особые надежды она возлагает на наследника российского престола, а затем императора Александра I. Старший сын княгини, князь Адам Чарторыйский входит в число ближайших друзей будущего императора, активно участвует в разработке проектов реформ, а с восшествием Александра на российский престол становится сенатором, членом Государственного Совета, и с 1804 года возглавляет новообразованное по его проекту министерство иностранных дел Российской империи. Но, разрабатывая проекты переустройства российского государства, концепцию его внешней политики, Чарторыйский всегда помнил о том, что эти реформы должны были облегчить положение Польши, создать условия для возрождения независимого польского государства — Речи Посполитой в границах 1772 года. Вместе с тем он прекрасно понимал — немедленное восстановление независимости Польши, только что разодранной на три части крупными европейскими монархиями, невозможно. Поэтому Чарторыйский разрабатывает план собирания польских земель под скипетром наиболее сильной из трех монархий — российской, предложив двум другим (Австрийской империи и Пруссии) адекватную замену в виде других германских земель. Эта идея нашла свое отражение в так называемом «Пулавском плане» Чарторыйского. План разрабатывался в Пулавах, отсюда и такое название. Суть плана состояла в следующем: любыми способами, дипломатическими и военными принудить Пруссию ко вступлению в антинаполеоновскую коалицию, и предложить ей отдать входящие в ее состав польские земли России, получив взамен несколько германских герцогств. Польские земли в составе России объединяются в единое польское королевство, королем провозглашается российский император, который будет управлять на правах личной унии. Польское королевство сохраняет сейм, армию, право выпуска собственных денег, автономию в решении внутренних вопросов. Таким образом Пруссия остается не в накладе, а Россия получает на своих западных рубежах серьезную преграду возможному наполеоновскому нашествию, так как  по мысли разработчика возрождение элементов польской государственности должно было привлечь на сторону России симпатии значительной части польского населения. Содержание плана, его дух, явно указывают на то, что хозяйка Пулав приняла в его подготовке самое активное участие. Александр I к Пулавскому плану сначала отнесся благосклонно, но затем отверг его.[3] Результат известен: Адам Чарторыйский ушел в отставку с поста министра и был назначен в Вильно попечителем учебного округа, оставаясь при этом сенатором и членом Государственного совета. Наполеон по частям разгромил коалицию, захватил Пруссию, Польшу, Австрийскую империю принудил к союзу, продиктовал России Тильзитский мир. В ожидании предполагаемой победы Наполеона над Пруссией, Австрией и Россией все надежды на возрождение Речи Посполитой большинство поляков, в том числе и княгиня Чарторыйская, обратили к нему. Однако Наполеон этих надежд не оправдал. Вместо независимой Польши он создал на части польских земель вассальное  герцогство Варшавское, а затем и вовсе был разгромлен русской армией. И княгиня Изабелла в очередной раз переориентируется на российского императора. Однако Александр I ограничился только тем, что в соответствии с (этнической Польши) создал королевство, управляемое российским императором на основе личной унии, названное поляками «конгресовой Польшей». Восемь губерний (в том числе(?) Литва, Белоруссия, Украина) остались в составе Российской империи. Непосредственно Королевству были дарованы конституция, сейм, армия. Польские крестьяне получили личную свободу. Однако Александр I сразу же начал нарушать предоставленные права. Взошедший на российский престол Николай I ещё больше ужесточил политику ограничений. Поляки, особенно шляхта и население городов, ответили острым недовольством, ростом патриотических настроений. Княгиня Изабелла Чарторыйская в эти годы много средств, времени и сил отдает патриотическому воспитанию поляков. В 1798 году в Пулавах она создает первый польский национальный музей, ставший затем основой музея Чарторыйских в Кракове, одного из крупнейших музеев Польши. В Пулавах был создан театр, ставивший античную классику и пьесы польских авторов. Княгиня сама играла в спектаклях. В Пулавах многократно происходили патриотические балы и приемы. Княгиня Изабелла активно поддержала вспыхнувшее осенью 1830 года восстание. Великий князь Константин, отступавший с отрядом русских войск через Пулавы, записал, « … что все население Пулав украшено кокардами национальных цветов, возбуждено и сильно ругает русских».[4] Ее сын, Адам Чарторыйский, возглавил восстание, став председателем временного повстанческого правительства. Но восстание потерпело поражение. Следствием этого стал Органический статут Царства Польского, подписанный Николаем I в 1832 году. По статуту, Польша теряла все остатки государственности.[5] Поражение восстания нанесло тяжелый удар по патриотическим надеждам престарелой княгини. Это усугубилось еще и личной трагедией: ее сына Адама, эмигрировавшего во Францию, заочно приговорили к смертной казни и он уже никогда не вернулся в Польшу. Ее детище — Пулавы — брал отряд русских войск под командованием внука княгини герцога Адама Вюртембергского, о котором Денис Давидов отозвался так: «Он хоть и носил имя первого человека, но был далеко не первым из людей»[6]. Внук изгнал из Пулав и мать, и бабушку и дал два залпа из пушек по храму Сибиллы, в котором находился первый польский национальный музей, и по другим сооружениям. Но следует заметить, что княгиня Чарторыйская успела совершенно хладнокровно (?) эвакуировать почти всю огромную музейную коллекцию. После изгнания из Пулав Изабелла Чарторыйская жила в другом имении — Высоцкое под Сандомиром. Но история с мятежной стопкой указывает на то, что, невзирая на крушение надежд и личные трагедии, неукротимый патриотический дух княгини Чарторыйской побежден не был. После царского указа об изъятии «мятежных монет» она демонстративно заказывает набор стопок, в который эти монеты включаются в качестве одного из конструктивных элементов, да еще и подчеркнуто ставит на них свою личную монограмму, дополненную повстанческой символикой. В такой оригинальной форме сохраняется память о восстании и бросается вызов душителям польской свободы.   При тщательном исследовании стопки на внутренней поверхности стенки нами были обнаружены изображения различных предметов. У аверса монеты ()  просматривается группа предметов (предметы также находятся на стенке чуть левее относительно слова «krulestwo» /Какого?/):

  1. Сабля, пронзающая сердце (фото 5, фото 6).

 

Мятежная Стопка Фото 5
Мятежная Стопка
Фото 5

 

Мятежная Стопка Фото 6
Мятежная Стопка
Фото 6

Сабля с сердцем в следующем виде: рукоятка, эфес чашкой; чашка — полая без заполнения, с четким контуром; черное выгнутое лезвие, на которое нанизано сердце в виде полого сердечка (знак любви), просматривающегося по контуру; черный кончик сабли выглядывает из сердца. Этот символ был в обиходе польских розенкрейцеров восточных районов Польши и Литвы в 18- 19 веках. В 1777 году польский король Станислав-Август Понятовский записывается в ложу розенкрейцеров «Под тремя шлемами» и в другие ложи, и принимает титул кавалера Розы и Креста, т.е. становится розенкрейцером.7 В это время его первой фавориткой является княгиня Изабелла Чарторыйская. Сабля, пронзающая сердце, является символом, обозначающим сюжет из Евангелия от Луки (2;34, 35). Она символизирует предсказание () Деве Марии и Иосифу судьбы младенца Иисуса, сделанное Симеоном в Иерусалимском храме, когда Мария и Иосиф принесли в храм новорожденного для обряда: «34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – 35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».8 Сабля символизирует оружие «прошедшее», раскрывшее душу (сердце) Девы Марии, благодаря чему она увидела  (вспомним око в масонской традиции) «помышления многих сердец» то есть мысли и души многих людей. Праздник Непорочного Сердца Марии получил широкое распространение у европейских католиков в середине XVII-XVIII веках, в том числе и в Польше. Именно в этот период происходит расцвет розенкрейцерских лож. Сабля по форме представляет собой один из типов восточного оружия (татарскую саблю или турецкий ятаган), что не удивительно — в масонской традиции свет знаний пришел с Востока,  в том числе в христианской (библейской) традиции масонов — свет веры в Христа,  научных знаний, гуманизма, просвещения; в том числе — история Иерусалимского храма и его строителей.

Надписи букв ZD (фото 5, 6).

    Эти заглавные буквы латинского алфавита расположены под саблей. Буква Z под лезвием, буква D  — под  рукояткой сабли.

  1. Под левым концом сабли (черный кончик и сердце), и с продолжением далее, друг под другом расположены четыре предмета
МятежнаяСтопка9
МятежнаяСтопка9

 

МятежнаяСтопка10
МятежнаяСтопка10

 

МятежнаяСтопка11
МятежнаяСтопка11

Один из предметов (второй) — ритуальный мастерок в форме фригийского колпака (ручка тонкая, лопатка мастерка в форме загибающегося в верхней части конуса). Фригийский колпак — один из символов якобинцев и Французской революции. Означает борьбу за свободу.

Четвертый предмет не до конца /идентифицирован/, не вполне определенной формы.

  1. Под инициалами ZD ниже этих букв, в правую от них сторону, расположен многосвечный трехуровневый светильник, с горящими свечами (четко видны язычки пламени горящих свечей, при внимательном визуальном осмотре — 12 язычков) — фото 10, фото 11. Утроение до 81 свечи характерно для масонских светильников. В данном случае мы видим утроение 3 по 3 плюс еще 3. В основании этого многосвечного трехуровневого светильника находится знаменитый масляный масонский  светильник  — светильник масонской ложи филалетов. А именно: предмет в форме приплюснутого, горизонтально вытянутого кувшина с длинным носиком, расширяющейся от днища сосуда вниз опорной основой и широкой ручкой. Имеется небольшой прямоугольный участок в центре  сосуда, не заполненный цветом, но над ним — соединительная черта между двумя заполненными цветом участками сосуда. Этот участок — именно особенность изображения, сделанного гравером, так как он — геометрически правильной    прямоугольной формы (? Не совсем ясен смысл предложения Смысл уточнен – смотрите курсив.). Непосредственно из светильника тянется прямая линия трехуровневого многосвечника с язычками пламени горящих свечей.

    Таким образом, это два светильника — один располагается за другим.

 

Светильники в масонской терминологии обозначали свет знания, научного просвещения людей, истины, в том числе — божественной, христианской.9 Причем знания и открытого, и доступного только посвященным в него масонам.

 

МятежнаяСтопка12
МятежнаяСтопка12

 

МятежнаяСтопка13
МятежнаяСтопка13

На внешней стороне стопки, над монограммой Изабеллы Чарторыйской, а именно над короной, расположен меч (он просматривается на фото 2, 3) Меч тупым равносторонним углом на конце лезвия (вместо слова обоюдоострый), двухсторонний (о чем свидетельствует прямая линия по центру лезвия), с прямым поперечным эфесом и рукояткой, лезвие полое(?) — не заполнено цветом. В символике масонов меч означал карающий закон.10 У польских масонов  это вполне конкретно означало восстановление легитимной власти в Польше, т. е. борьбу за независимость.  В сочетании с символом власти — короной  (княжеские роды всегда имели корону в гербе) — это становится особенно конкретным и очевидным. Меч закона защищает корону власти.

  Таким образом, на стопке авторы статьи обнаружили множество выгравированных масонских знаков и символов. Все изображения — гравировка по серебру. () Касаясь художественных особенностей всех изображённых на стопке знаков, обращаем внимание читателей этой статьи на ее размеры, указанные нами в начале статьи.

    В целях борьбы за независимость Польши Изабелла Чарторыйская использовала и такое средство как масонские ложи. В 70-е годы 18 века масонство широко распространяется в аристократических кругах Польского королевства. В масонские ложи вступает король Станислав-Август Понятовский. Парижская мода диктует Польше появление лож, принимающих женщин — адаптивных лож. Масоны смягчили запрет на принятие женшин в ложи. Эти ложи создавались под покровительством мужских лож, имея одинаковые с ними названия. Их члены некоторое время не считались полноправными, но в 1774 году, как раз во время широкой популяризации масонства в польской элите, адаптивные ложи под покровительством ложи Великого Востока Франции получают полноправный с чисто мужскими ложами статус, а их члены — становятся полноправными масонами (вносятся изменения в масонские уставы).11  При этом подчинение мужским ложам сохраняется. Наиболее знаменитый пример — парижские ложи «Девяти сестер» (полностью женская) и созданная в 1775 году «Чистосердечие». В след за этим такие ложи появляются и в Польше. В эту эпоху вступила в адаптивную ложу «Благотворительность» и Изабелла Чарторыйская.12 Что же касается подчиненности, то следует помнить упомянутое выше высказывание прусского  короля Фридриха II — применительно к И. Чарторыйской оно было очень обоснованным.

  Следует отметить, что ложи с участием женщин появляются в это время и в Польше под влиянием венских масонских лож, впрочем, первоначально распространившихся из Австрии во Францию  (смешанные ложи «мопсов» и «мопсих»).13

  Деятельность масонских лож активно развивается и в 19 веке — боготворившая Наполеона «Ложа соединенных поляков и французов», возрождение прежних польских лож (запрещенных в 1797 году) «Святыни Изиды», «Богини Элевзис», «Северного щита», «Побежденного предрассудка»;  создание ложи «Усердный литвин», масонские организации майора четвертого линейного полка армии Царства Польского Лукасинского, и другие.14 В 1822 году Александр Первый запрещает деятельность масонских лож по всей Российской империи, включая Царство Польское. В польской и российской историографии считается, что деятельность масонских лож в Польше прекратилась. По выражению одного из авторов масонские ложи впали в «оцепенение». 15

  Но княгиня не собиралась менять инструменты политической борьбы за независимость. На основании анализа знаков и символов на внутренней и внешней поверхностях стопки (содержимого в данном случае нет – в стопку ничего не налито!) следует сделать вывод, что масонская форма организации и осуществления этой борьбы применялась в  Польше и после 1822 года, т.е. масонская деятельность здесь продолжалась и далее.

    Авторы благодарят известного нижегородского фотохудожника Юрия Васильевича Кузьмина за великолепно выполненные им профессиональные фотографии 1 – 4(исследовательская фотосъемка на фотоаппарате). Фотографии 5 — 11 это стоп-кадры исследовательской видеосъемки при помощи медицинского эндоскопа. Исследовательскую видеосъемку стопки проводил автор — кандидат исторических наук Владислав Романенко. Видеосъемка производилась с помощью врача-эндоскописта Теплова Олега Вадимовича, обслуживающего эндоскоп, и на профессиональном оборудовании медицинского учреждения.

 

1              0  Мэнли Холл. Энциклопедическое изложение масонской герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии.Москва — Спб., АСТ, Эксмо, Мидгард 2005

1              1              Вик Спаров. Полная история масонства в одной книге. М., АСТ, 2010

1              2              Вик Спаров. Полная история масонства в одной книге. М., АСТ, 2010

1              3              Вик Спаров. Полная история масонства в одной книге. М., АСТ, 2010

1              4  Вик Спаров. Полная история масонства в одной книге. М., АСТ, 2010

1                     5  Вик Спаров. Полная история масонства в одной книге. М., АСТ, 2010


9        Мэнли Холл. Энциклопедическое изложение масонской герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. Москва — Спб., АСТ, Эксмо, Мидгард, 2005

8     Библия. От Луки святое благовествование.

1     Филипп Вигель, Записки. Артель писателей «Круг». М. 1928 г. Репринт М. Захаров 2000.

2     Денис Давыдов. Записки партизана о польской войне 1831 года.Русская старина. 1872, т.VI.

3     В 1815 на Венском конгрессе Александр I попытался вернуться к Пулавскому плану, заявив претензии на Краков, Торунь и Познань, но столкнувшись с объединенным фронтом Австрии, Пруссии и Англии, вынужден был пойти на компромисс.(Прим.авт.)

4     Денис Давыдов. Указ. Соч.

5     Манифест 14 февраля1832 года О новом порядке управления и образования Царства Польского.//В кн. Национальная политика императорской России. Под ред. Ю.И. Семенова. М.1997. Печатается по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том 7. 1832. СПб., 1833. С. 83-90

6    Денис Давыдов. Указ. Соч.

Вик Спаров. Полная история масонства в одной книге. М., АСТ, 2010

 

  Список литературы. 

  1.          Филалеты// Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, в 86 т. (82 т. и 4 доп.).— СПб., 1890—1907.
  2.          Филипп Вигель, Записки. Артель писателей «Круг». М. 1928 г. Репринт. М., Захаров, 2000.
  3.          Денис Давыдов, Записки партизана о польской войне 1831 года. Русская старина. 1872 г. т.VI.
  4.          Роберт Виппер, Общественные учения и исторические теории CUIII и CIC вв. на Западе. – Спб,1900.
  5.          Сергей Карпачев, Тайны масонских орденов.— М.: «Яуза-Пресс», 2007. ISBN 978-5-903339-28-0
  6.          Сергей Карпачев, Путеводитель по масонским тайнам. Издательство ЦГО, 2003. ISBN 5-7662-0143-5
  7.          Вик Спаров, Полная история масонства в одной книге. М., АСТ, 2010. ISBN: 978-5-9725-1428-1, 978-5-17-065087-3.
  8.          Мэнли Холл, Энциклопедическое изложение масонской герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. Москва — Спб., АСТ, Эксмо, Мидгард 2005.
  9.          Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том 7. 1832. СПб., 1833.
  10.           Kądziela Łukasz, Kazimierz Nestor Sapieha // Polski Słownik Biograficzny.- W-wo- Kraków, 1994.
  11.           Załęski Stanisław, O masonii w Polsce od roku 1742 to 1822 NA źródłach wyłącznie masońskich, Kraków 1908.
  12.           Ludwik Hass. Sekta Warszawskiej farmazoni. Pierwsze stulecie wolnomularstwa w Warszawie (1721-1821), Warszawa 1980.
  13.          Tadeusz Cegielski, Ordo ex chao: wolnomularstwo i światopoglądowe kryzysy XVIII Wieku XVII i, Warszawa 1994. ISBN 83-85408-29-0.
  14.          Tadeusz Cegielski, Sekrety masonów. Pierwszy Stopień wtajemniczenia, Warszawa, 1992. ISBN 83-850-28-25-0
  15.            Библия. 

            © Романенко Владислав Станиславович

            © Романенко Станислав Афанасьевич

            © Фото 1-4 Ю.В. Кузьмин

            © Фото 5-11 Романенко Владислав Станиславович

 

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Mission News Theme от Compete Themes.
Яндекс.Метрика