Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Село Татарово

Последнее обновление на 11.12.2020

До постройки своей церкви село Татарово было деревней и относилось к Старозамотринскому приходу.
В книге В. Березина и В. Добронравова «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», изданной в 1898 году, дается краткая история погоста.
«Старозамотринский приход близ речки Мотри находится в 40 верстах от уездного города и в 110 от губернского. До настоящего разделения Владимирской губернии на уезды Старозамотринский приход входил в состав Муромского уезда и церковь погоста принадлежала к Муромско-Рязанской епархии.


По писцовым книгам Муромского уезда 1628-30 гг., «погост Николы Чудотворца Старого на р. Мотре значится за кн. Одоевским, дан был в вотчину Ив. Ник. Одоевскому за Московское осадное сидение; на погосте была церковь Николая Чудотворца и другая церковь св. муч. Флора и Лавра древяны клецки — строение мирское, а церковные украшения и утварь помещиковы; при церкви 2 священника, пономарь и провсвирня, 5 дв. церковных бобылей, пашни церковной по 40 четв. в поле, сена 50 копен и лесу непашенного 20 десятин».
В окладных книгах Рязанского епископа за 1676 г. мы находим следующие сведения о Замотринском приходе. «В погосте Замотренском церковь Николая Чудотворца; при ней два священника, пономарь и просвирня да приходских 13 дворов крестьянских и 2 бобыльских…»
Далее перечисляются деревни прихода: «Деревня Черткова, в ней двор помещиков, в 1628-30 г.г. Деревня эта была за братьями Елизаровыми, сельцо Никольское, Чертково тож, д. Иванкова, д. Алешкова(в 1628-30 г. Алешково числится старинной вотчиной Голохвастова), д. Федотово — 4 дв. крестьянских, сельцо Курбатово, д. Конопьева, д. Рылиха, д. Куркова, д. Михальчукова, д. Таранова, д. Васина, д. Татарова, д. Нуля.
… «…
Дальнейших сведений о Замотринской церкви и приходе не имеется до начала текущего столетия.
К 1825 г. вместо деревянных церквей построен на погосте существующий в настоящее время каменный храм.
Престолов в этом храме два: холодный — во имя Св. Николая Чудотворца, в приделе теплом о имя св. муч. Флора и Лавра.
Утварью, ризницей, Св. Иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно, чего-либо достопримечательного по древности или ценности в церкви не имеется.
… Приход состоит из деревень: Куркова, Черткова, Иванькова, Алешкова, Петровской, Михальчукова; в них по клировым ведомостям числится 994 души муж. пола и 1207 женского.»
За много верст, жителям деревни Татарово приходилось добираться в церковь на службы, для регистрации в Метрических книгах рождение детей, состоявшихся браков и смерти близких.
В середине 19 века священником Старозамотринского погоста был Гавриил Валединский. Судя по всему, он был наблюдательным и неравнодушным человеком. Когда в России образовалось Российское географическое общество (1845 год), то первой акцией общества был сбор информации о быте и нравах жителей различных территорий великой страны. По всем губерниям было разослано 7000 анкет, ответ на поставленные вопросы должен быть представлен в развернутом виде и в произвольной форме. Пришло более 2000 ответов и среди них – рукопись священника Валединского (1854 год). Полный текст статьи хранится в архиве РГО вместе с работами других авторов. Есть краткое изложение рукописи, составленное Д.К.Зелениным в 1914 году:
«Половина моих прихожан живет в Вязниковском, а другая Гороховецком уездах… Этот угол — самый черный.
Строения здесь из своего леса; в передней стене избы три окна: середнее «красное», 2 на 3 четверти арш., два боковых волковыя; печи сбиты из глины;
вместо труб поставлены деревянныя дупли, которыя и видимы поверх соломенной (редко драничной) крыши;
на печи прорублено маленькое окошко с деревянной задвижкой, где старик или старуха во время угара простывают, глотая в себя стужу.
Святые иконы стоят в переднем углу от стены надворных ворот, и всегда, кроме молитвы, задернуты занавеской.
Впрочем, заметил изб до десяти особенного расположения:
Как входишь в эту хату, на правой руке обращенная к дверной стене печь, где небольшое волковое окошко, в которое чуть-чуть видно старухам стряпать; на левой, к дверной же стена в углу иконы и стол, где тоже окошко, в которое едва можно видеть сидящим во время завтрака или обеда за столом; к передней же стене возвышенный со ступенями полок, на котором вся семья от трудов своих в зимнее время почивает, где тоже кверху прорублено окошко, вероятно для выпуска дыму и угару. Вновь же такого расположения изб не строят.
В сенях на одной стороне, от избы до «клети», длинная кровать с двумя или тремя полотняными пологами, где летом почивают.
Клеть холодная, без моху, служит кладовой; в ней забран чулан с запором. Под клеть со двора дверь, и тут летом ставят квас, молоко и т.п. Позади клети на дворе хлев для лошадей; в углу его устроена кровать, на которой хозяин почивает и сторожит воров: их здесь очень довольно.
Далее – хлевы для рогатого скота; позади двора мшенник – теплый хлев для овец и телят, а подле его ворота в огород.
Все надворное строение крыто соломою. Назади, за усадьбою, половня для корму и овины; амбары же и сенницы стоят напереди, т.е. перед глазами.
Одежда: зимой и летом серый или черный шерстяной кафтан; подпоясываются всегда под брюхо для поддерживания его, как большой тяжести. Шапки у мужиков с заломом, то есть с большим толстым овчинным околышем; летом соломенныя с перехватом шляпы. На ногах у всех липовые лапти и суконки или портянки, привязанныя веревками, а у иных ремнями; впрочем, изредка начали носить теплые и холодные сапоги, валинки и чавчуры. Женщины ходят в крашенных синих сарафанах; на головах кокошники разных фигур с бисерными поднизями. О девицах и молодых женщинах и говорить стыжусь.
Пища; утром на завтрак блины из черной гречной муки. Приготовление сусла и браги (описано в рукописи подробно). Праздничные угощения; брагу пьют не стаканами, которых здесь и в заведении нет, а большими чашками, так наз. У них братинами, которые и переходят от одного к другому».

Неспешно шло время, а село Татарово быстро росло. В «Сведениях о населённых пунктах Гороховецкого уезда за 1989 год» Татарово обозначено как «принадлежащее не помещику, а государству». На этот год в селе проживало: «1080 человек — 583 мужчины и 547 женщин; из них грамотных и малограмотных — мужчин 122, женщин — 11. Пастухов в селе было — 11, землекопов — 45, матросов — 15, свиней — 75».

О сыроварне

Владимир Краснопевцев: «Бывал в нашей сыроварне в босоногом детстве. Сепаратор в то время был с ручным приводом. Ручка была длинная и крутили её вдвоём. Свет в Татарово провели только в 1961 году».

Галина Зеленская (Косарева): «У меня там тётя Мария Холодова в годы войны работала».

Нина Кудасова (Васягина): «У меня папа работал там на лошади и привозил домой обрату (сыворотку) для скотины и обрезки сыра. Такого сыра я больше не ела (очень хорошо помню эти обрезки, разные по толщине …)».

Кандидат исторических наук, доцент Нефёдов Виктор Николаевич.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тема Mission News от Compete Themes.
Яндекс.Метрика