Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Церковь как элемент системы государственного управления регионом

Last updated on 31.05.2019

К.и.н., доцент Нефёдов Виктор Николаевич. Церковь как элемент системы государственного управления регионом. — Учёные записки. Нижегородский Институт Управления (РАНХиГС). Т.10, стр. 21-34. Нижний Новгород, 2012.

Сельская Церковь до революции 1917 года занимала ключевую позицию в системе государственного управления, играя исключительно активную роль во всех управленческих компонентах жизни местного сообщества – организации, планировании, обучении, воспитании, мотивации прихожан и контроле над ними. Этому способствовало наличие в стране разветвленной многокомпонентной и стандартизированной сети церковных учреждений – в первой четверти 19 века только число обыкновенных церквей   составляло 24 682 [1].

Силами Русской Православной Церкви (РПЦ) велось непосредственное регулирование семейных отношений, регулирование межконфессиональных и межрелигиозных отношений, обучение детей в церковно-приходских школах.

Основой системного участия РПЦ в управлении государством являлось повсеместное ведение метрических записей – записей о рождении-крещении, бракосочетании, смерти прихожан и составление специальной «Ведомости», как ежегодного первичного статистического сборника обобщенной информации.

Церковь в селе Чугуны (до революции село Чугуново) во имя Иоанна Златоуста была построена в 1804 году. В прошлом — величественная, деревянная церковь, расположенная в самом центре села, между ее нагорной и низинной частями, почти на самом берегу речки Чугунки, сейчас представляет собой весьма не живописные руины.

Василий Петрович Паршин, в своих краеведческих Записках, особо отметил деревянную церковь в Чугунах, увидев её в 1849 году : «От Васильсурска до станции Чугуны 21 верста. Скатившись в заторможенном экипаже с крутого берега Суры к перевозу, надобно переплыть Суру на пароме. На 4 версте от берега встречается деревянный мост в 8 саженей чрез лог. На 8 версте тоже мост, в 3 сажени через лог. На 14 влево от тракта село Воротынец, известное по знаменитой лотерее, в которую оно было разыграно. Село расположено в степи в несколько улиц. С западной стороны его обвивает речка Воротынка, через которую устроен деревянный мост в 15 саженей. В селе каменная церковь и 226 домов, в числе которых, почти в середине селения большой, двухэтажный дом занят гостиницею. У некоторых домов, резные с разными арабесками карнизы, у кровель и оконных наличников, доказывающих искусство и терпение мастеров. Контора удельного правления занимает новое, очень красивое здание с флигелем. К этому сельскому судилищу идет аллея молодых березок.
На 16 версте в правой стороне от тракта, на горе, село Криуши с красивою, новою каменною церковью. В нем до 135 домов, утонувших в зелени садов.
Селение Чугуны расположено на горной покатости, по направлению тракта в одну улицу. В нем деревянная церковь, посреди высоких и тенистых берез, окруженная выкрашенною решеткой и 236 домов. При многих домах сады с плодовыми деревьями.
На пути встречается деревня Левшиха, живописно расположенная по тракту. В селе 65 домов.»[2]

Прихожанами церкви являлись, кроме чугуновцев, жители еще ряда окрестных деревень – Надеждино (Надежино), Варварино, Калитка, Белогорка.

В Центральном архиве Нижегородской области хранятся Метрические книги Нижегородской духовной консистории. За основу исследования мы возьмем Метрические книги Васильского духовного правления с 1851 года, с этого года мы и рассмотрим отдельные аспекты влияния сельской церкви на жизнь и деятельность прихожан.

Село Чугуново в 1851 году принадлежало трем вотчинникам, братьям Мильгуновым – Николаю, Павлу и Петру.

Деревня Варварино принадлежало девице Елене Петровне Мильгуновой.

Сельцо (деревня) Надежино являлась вотчиной Ивана Петровича Мильгунова.

Деревня Калитка была вотчиной Марии Петровны Лопухиной (в девичестве Мильгунова).

На 1851 год в Златоустовской церкви служили:

Петр Андреевич Акрицкий – приходской священник. Петр Андреевич был потомственным священником из рода деревенских священников Петровых-Акрицких. Еще его дед окончил Нижегородскую духовную семинарию, и  получил новую благозвучную фамилию Акрицкий. Петр Андреевич был  человеком с широким кругозором, он изучал население и территорию прихода, записывал свои наблюдения;

Александр Иванович Корсаков – дьякон;

Василий Гаврилович Бланков – дьякон;

Александр Федорович Петропавловский — пономарь.

Священно и церковно служители Златоуствоской церкви были, вероятно, очень дружны со священно и церковно служителями церкви соседнего села Криуши.

В 1849 году священники сел Чугуны и Криуши, вместе приняли участие в описании быта и нравов местного населения по призыву Российского географического общества.

В «Описании» указано: местоположение сел Чугуны и Криуши. Земледелие. Птицы, звери, растения. Жилище. Одежда: у женщин сарафаны синие, кумачные и даже шелковые. Пища. Приговор перед благословлением жениха и невесты. Грамотных в селе Чугуны было – 15 мужчин и 5 женщин[2].

Село Криуши на то время принадлежало помещику господину Зыбину[3]. Полковник Сергей Васильевич Зыбин 1789 года рождения, умер после 1862 года. Служил в лейб-гвардии Гусарском полку. Жена — Елизавета Александровна. За ней в 1886 состояло 10000 десятин земли в Московской, Нижегородской и Симбирской губерниях [4].

Помещик С.В.Зыбин постепенно скупил у помещиков Мильгуновых имущественные доли в селе Чугуново и его окрестностях.

На 1861 год  – две доли из трех села Чугуново помещиками Мильгуновыми были проданы господину Зыбину, деревня Варварино стало принадлежать так же ему.

Сельцо Надежино прикупил помещик господин Инсарский (Василий Александрович  скупал земли во многих уездах Нижегородской губернии).

Деревня Калитка продолжала принадлежать господам Лопухиным.

Приходским священником служил Алексей Предтеченский.

Дьяконом – Семен Любимцев.

Пономарь —  все тот же, — Александр Федоров Петропавловский.

Документальные следы, оставленные прихожанами в Метрических книгах, показывают широкий спектр социальных слоев, представленных в данной местности.

В Метрических книгах с 1851 по 1861 годы есть упоминания кроме крепостных крестьян, принадлежащих тому или иному помещику, о представителях других социальных слоев:

о вдовой смотрительнице Чугуновской почтовой станции Прасковье Петровне Александровской[5];

о рядовом солдате Осадной артиллерийской бригады Никите Грищенко и законной его жене Натальи Трофимовой[6];

о крестьянах из цыган Оренбургской губернии Богуславского округа Якиме Григорьеве и Якиме Яковлеве, о его законной жене Авдотье Никитиной, все православного вероисповедания[7];

о «вольноотпущенном» Федоте Филипповиче Новикове[8],

о «бессрочно отпущенном солдате» Якове Петровиче Цареве[9],

о «билетном унтер-офицере» Григории Никитиче Шляхтине[10].

В 1862 году в Метрической книге Златоустовской церкви зафиксирована трагедия «пересылающейся по пересылке» Анны Ремент – у нее умер сын в возрасте 3 лет от простуды, которого похоронили на приходском кладбище [11].

В селе проживал московский мещанин Бронной слободы Архип Яковлевич Тихонов, который упокоился в возрасте 67 лет в мае 1851 года. В село приехал его сын — московский мещанин Бронной слободы Иван Архипович Тихонов, со своей законной женой Еленой Дивовной, и у них в сентябре родилась дочь Надежда. Восприемниками новорожденной были помещик отставной подпоручик Петр Петрович Мильгунов и сестра его Елена Петровна Мильгунова[12].

Московская мещанка Елена Дивовна (Деевна) Тихонова, будучи уже вдовой, упокоилась в возрасте 63 лет также в селе Чугуны в 1896 году, как записано в Метрической книге – «от старости» [13].

К 1871 году «временнообязанные» прежнему помещику крестьяне, становятся реально свободными, в Метрической книге читаем о «собственнике» крестьянине Андрее Петровиче Занозине [14]. Село живет богато, застраивается хорошими, двух этажным домами – низ каменный, верх деревянный, которые сохранились по сегодняшний день. Очень примечательная запись  этого года – на 84 году  в сельце Надежино «от преклонных лет» умерла генерал-майорша Надежда Васильевна Зворыкина [15]. Какой пласт интересной информации скрывается за этой краткой записью. Родословная Зворыкиных подробно исследована научными сотрудниками Муромского краеведческого музея.

В 1886 году с прихожанами Златоустовской церкви работали:

Приходской священник Николай Соколов;

Псаломщик – Василий Смирнов.

В этом году в Метрических книгах оставили свои документальные следы, кроме крестьян-прихожан, которые уже никому не принадлежали:

Солдат Иван Петров Ильичев[16], уволенный в запас рядовой солдат 2-го пехотного Тульского полка Степан Федоров Лашманов [17];

Васильский мещанский сын Александр Максимов Петров [18;

Макарьевского уезда села Варган священник Иоанн Успенский и личная почетная гражданка Анна Васильевна Смирнова [19];

На 90 году ушла из жизни Сергачского уезда села Тарханова дворовая девица Наталья Петрова Петрова [20].

Жизни прихожан Златоустовской церкви связаны во времени и пространстве единой исторической судьбой и событиями. Рода и семьи тесно переплелись за сотни лет их существования.

Однако браки были, безусловно, сословными. Свои женились, выходили замуж, за своих. Вот характерная запись о сочетании браком:

«Села Чугуново Причетник Михаил Павлов Хованский, православного вероисповедания, первым браком 17 с половиной лет.

Того же села умершего пономаря Александра Петропавловского дочь девица Татьяна Александрова Петропавловская, православного вероисповедания, первым браком, 19 лет.

Поручители по жениху: Макарьевского уезда села Осинки дьячек Александр Зерновский, села Осташиха дьякон Венедикт Арбинский.

По невесте: села Белавки заштатный священник Василий Смиренский, села Плотниково дьячек Василий Петропавловский и села Прудищи дьячек Иван Лебединский» [21].

Сословность прослеживается и при крещении детей. В Никольской церкви села Уварово, Княгининского уезда за 27 апреля 1862 года есть такая запись – у Губернского Секретаря Нижегородской Казенной Палаты в Контрольном отделении служащего Венедикта Ивановича Охотина и законной его жены Ларисы Ивановны родился сын Николай. Восприемниками были – Нижегородской Семинарии 1-го высшего отделения воспитанник Анатолий Иванов Рождественский и села Уварово священника Иоанна Андреевича Рождественского жена Александра Ильинична.

Крестили – священник Михаил Цедринский с дьяконом Дмитрием Виноградовым [22].

Весьма редкий факт бракосочетания был зафиксирован в Метрической книге Златоустовской церкви за 1903 год — бракосочетание состоялось 17 октября, запись №16. В дом к состоятельной крестьянской невесте приходит жених из другого села, как правило, все было строго наоборот:

«Села Шеменеевки крестьянский сын Егор Тимофеев Фомин, православного вероисповедания, первым браком, 18 лет.

Села Чугунова крестьянская девица Настасия Федорова Хренова, православного вероисповедания, первым браком, 18 лет.

По жениху поручители: села Шеменеевки Егор Наумов и Петр Фомин.

По невесте поручители: села Чугуново Иван Васильев Сикачев и Иван Иванов Чумаков» [23].

Село Шеменеевка располагалось довольно далеко от села Чугуны. Сейчас оно входит в Сергачский район. Вероятно, не просто любовь сподвигнула семью Егора найти невесту в далеком, но богатом селе.

Обращение к истории рода крестьян Фоминых показало, что в начале 19 века трех двоюродных братьев Фоминых с семьями подарил свой супруге и переселил из своего имения в Покровском уезде Владимирской губернии генерал-майор, граф Апраксин. Графиня Елизавета Андреевна Апраксина мало занималась своими крестьянами в отдаленном районе России. Многочисленные крестьянские семьи Фоминых не смогли за последующие три поколения создать крепкие хозяйства и обеспечить всех своих детей. Так и пришлось младшенькому Егору идти в «примаки» [24].

Целый ряд родовых крестьянских фамилий в селе Чугуны, устойчиво прослеживается на протяжении сотен лет. Среди них: Секачевы (Сикачевы), Ткачевы, Ильичевы, Тощевы, Занозины, Галины, Бирюлины, Дюдюкины, Хреновы, Ратовы, Шадривовы, Куликовы, Лежнетевы, Едрановы, Карякины, Криворотовы, Каляновы, Батюковы, Пиликсановы, Царевы, Матюнюшкины, Петровы и другие.

По селу Уварово Княгининского уезда устойчиво прослеживаются следующие семьи-фамилии: Бедновы, Шарцовы, Рыженковы, Зулитовы, Кленовы, Шишкановы, Соковы, Соколовы, Лындины, Шмелевы, Моторины, Леушины, Давыдушкины, Ирневы, Усковы, Барабошкины, Кирсановы, Смеховы, Плакуновы, Рахмановы, Кутайцевы и другие.

В селах России в крестьянской среде в Х1Х веке формировалось уникальное, оригинальное ядро фамилий, которые отражали своеобразие именно данной территории. Перемешивание родов и фамилий в массовом масштабе началось после революции,  особенно в 30-е годы ХХ века.

Русская православная церковь просто и открыто заботилась о воспитании детей в межрелигиозных и межконфессиональных браках, не допуская их воспитания не в православной вере, но ни в коей мере не препятствую заключению такого рода браков.

В Метрической книге Златоустовской церкви Васильского уезда, села Чугуново за 1884 год №13 от 30 июля есть запись о том, что нижегородский мещанин Виктор Феликсович Чижун – римско-католического вероисповедания, 30 лет, первым браком женился на макарьевской мещанской дочери, девице Акилине Федоровне Грошевой, православного вероисповедания, 19 лет. Для неё это тоже был первый брак.

Интересна эта запись тем, что совершенно нечасто вступали в брак в селах Нижегородской области люди разного вероисповедания. И здесь при вступлении в брак пришлось соблюсти некую процедуру – написать собственноручно расписку, которая была вшита в Метрическую книгу Златоустовской церкви. Вот полный текст этой расписки:

«1884 года июля 30 дня. Я, нижеподписавшийся Нижегородский мещанин Виктор Феликсович Чижун, Римско-Католического вероисповедания сим удостоверяю, что, вступив в брак с мещанской девицей Акилиной Федоровной Грошевой православного вероисповедания, в воспитании обоего пола детей от сего брака буду поступать согласно Законам Государства Российского, то есть буду крестить и воспитывать их в православной вере.

В чем и удостоверяю своей подписью – (подпись) В.Ф.Чижун» [25].

Среди «поручителей» со стороны жениха значится – Двора Его Императорского Величества Камергер, Действительный статский Советник – Сергей Сергеевич Зыбин. Это сын помещика Сергея Васильевича Зыбина, который был собственником села Криуши, а затем и большей части села Чугуново и деревни Варварино. Память о помещиках Зыбиных осталась в селе — одна из улиц в нагорной части села до сих пор называется Зыбинской.

Сергей Сергеевич Зыбин — член совета министра внутренних дел, происходил из дворян Нижегородской губернии и по окончании университетского образования прошел в этой губернии почти все должности по выборам, начиная с мирового посредника и уездного предводителя, и окончил в 1880 г. выборную службу губернским предводителем дворянства. Затем, будучи уже рязанским губернатором, он, как человек, близко знавший действительные потребности местной жизни, призван был в 1882 г. на выдающийся по значению своему пост управляющего земским отделом министерства внутренних дел. Последнюю должность он занимал до ноября 1886 г., когда по болезни должен был покинуть земский отдел. Поселившись в Москве, он здесь и скончался 2 апреля 1887 г., имея 40 лет от роду. За период времени управления отделом он вложил много труда в такие существенные работы отдела, как закон об ограничении семейных разделов крестьян, положение о сельских чиновниках, о найме на сельские работы, вопрос переселенческий и другие [26].

Русская православная церковь осуществляла регуляцию семейно-брачных отношений, не допуская разводов, делая разводы досадным исключением.

В Метрическую книгу за 1896 год (в этом году в Златоустовской церкви приходским священником был Сергей Сахаровский, дьяконом – Василий Смирнов) вставлен  документ, который отражает семейную драму жителей села, которая, по всей видимости, продолжалась не один год и завершилась в 1904 году.

«Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского.

Нижегородской Духовной Консистории

И.д. Архивариуса Консистории Николаю Гузееву.

По Указу Его Императорского Величества, Нижегородская Духовная Консистория предписывает Вам в метрических книгах причта села Чугуновъ, Васильского уезда за 1896 год под №2, при браке крестьянина сельца Надежина, Васильского уезда Ивана Семенова Тарасова с Пелагеей Ивановой сделать отметку, что названный брак по решению Епархиального начальства от 26-го января с.г., утвержденному Святейшим Синодом, от 24 апреля с.г. за №4017 расторгнут с дозволением Ивану Тарасову вступить во второй брак и с осуждением Пелагеи Ивановой Тарасовой на всегдашнее безбрачие.

Мая 8 дня 1904 год» [27].

Сложный бюрократический путь надо было пройти, чтобы состоялся развод бывших супругов. Надо было дойти до самого императора, чтобы получить разрешение на развод.

Когда они вступали в брак, невесте было всего шестнадцать лет, а жениху двадцать, но вот что-то не получилось, не сложилось в их совместной семейной жизни.

Не оставили в стороне прихожан Златоустовской церкви и раскольнические настроения. Металась освобожденная крестьянская душа. В 1885 году приходской священник Николай Соколов и псаломщик Василий Смирнов делают целую серию записей в Метрической книге о возврате из раскольничьей секты жителей села.

Судя по всему, секта действовала в селе уже более 15 лет. 1 декабря у крестьянина села Чугуново Михаила Андреева Занозина и его законной жены Варвары Ивановой родилась дочь Анна. Долго они думали (обычно крестьяне крестили детей через день после рождения или даже на следующий день), и, в конце концов, решили крестить дочку не в секте, а в Златоустовской церкви — 8 декабря был проведен обряд крещения маленькой Анны. Восприемниками были: крестьянский сын Григорий Иванов Матютюшкин и крестьянская девица Мария Егорова Занозина.

28 декабря они же привели в церковь свою старшую дочь Дарью, 15-ти с половиной лет – для осуществления обряда присоединения. «Присоединение к Православной церкви через таинство миропомазания из секты Нетовщины»[27]. Свидетелями этого таинства были: крестьянин Сергей Васильев Занозин, его жена Екатерина Иванова и крестьянин Константин Сергеев Занозин [28].

В феврале этого же года обряд присоединения к Православной церкви «из секты Нетовщины» был совершен над Петром рожденным 3 мая 1882 и Анастасией родившейся 22 декабря 1883, детей Василия Федорова Хренова и законной жены его Марии Ивановой [29].

Сельская Церковь вела учет родившихся и крестившихся, учитывала вновь создаваемые семейные пары, вела счет умерших прихожан и записывала где кто был похоронен. Кроме того, учитывались причины смерти прихожан, скрупулезно записывалось, от чего умер тот или иной человек.

Таблица 1[30].

Родившиеся, браком сочетавшиеся, умершие прихожане Златоустовской церкви села Чугуново, Васильского уезда, Нижегородской духовной консистории

год родившиеся брак умершие
муж жен всего пар муж До 1 года жен До 1 года
1851 36 32 68 13 29 19 34 22
1858 46 35 81 13 36 23 25 11
1861 45 40 85 23 38 26 24 12
1862 39 39 78 22 25 17 29 14
1871 41 49 90 22 16 8 19 4
1884 33 31 64 21 6 2 1
1886 41 38 79 13 15 4 11 3
1896 41 43 84 17 14 4 11 6
1901 37 43 80 15 11 6 5 2
1902 51 29 80 17 12 9 8 3
1903 49 44 93 18 11 7 5 1
1906 36 40 76 21 5 2 6 2
1913 39 24 63 24 9 3 12 4
1914 39 46 85 9 10 5 17 2
1915 22 26 48 6 3 2 6 1

Так в 1851 году прихожане Златоустовской церкви умирали от: «удушья, чахотки, паралича, горячки, лихорадки, грыжи, поносу, колотья, кори, оспы». Больше всего было умерших от оспы.

Особое внимание РПЦ уделяло детской смертности. В середине Х1Х века, в крепостной среде села Чугуново детская смертность была просто ужасающей. Не доживали до 1 года от 40 до 62 процентов детей.

Руководством РПЦ был введен учет детской смертности — сначала до 5 лет, затем до года, потом были введены графы учета — до 1 дня, до 1 месяца, до 3-х и 6-и месяцев, до года и пяти лет. Такой подробный анализ, вероятно, позволил снизить детскую смертность практически до нуля в 1884 году. Но тут снова появляется оспа. В записях Метрических книг появляется фраза в разделе «причина смерти» — «от оспы без привития» [31]. Так  «от оспы без привития оной» в 1886 году умерло сразу 13 детей, половина всех смертей за год [32] в селе. По всей видимости, этот факт находил свое место в проповедях священнослужителей, что сыграло, впоследствии, определенную роль в уменьшении смерти детей всех возрастов от этой болезни. Привитые дети ранних возрастов от оспы уже не умирали. Повсеместное продвижение в крестьянскую среду санитарно-гигиенических знаний, самой идеи необходимости проведения прививки от оспы, привлечение внимания российской общественности к высокой детской смертности в целом, и определение ее причин является безусловной заслугой РПЦ в сбережении российского народа.

В 1896 году основными причинами смерти прихожан было: «от старости; неизвестно от чего; от опухоли горла; скарлатины; кашля; поносом; чахоткой» [33].

Выше представлен сравнительный анализ рождаемости и смертности только по прихожанам Златоустовской церкви села Чугуны, но аналогичная зависимость выявлена автором и по целому ряду других сельских общин Нижегородской губернии – в частности, у прихожан церквей в селах Уварово [34], Суродеево,  Шеменеевка, хотя она в этих селах не так ярко прослеживается.

Таблица 2[35].

Родившиеся, браком сочетавшиеся, умершие прихожане Никольской церкви села Уварово, Княгиненского духовного правления, Княгиненского уезда, Нижегородской духовной консистории по первому и второму притчу

год родившиеся брак умершие
муж жен всего пар муж До 5 лет жен До 5 лет
1860 67 82 149 24 61 49 75 57
1861 69 58 127 30 61 43 57 37
1864 81 86 167 25 71 54 65 42
1868 69 66 135 15 72 52 89 52
1869 69 69 138 21 65 51 85 66
1882 54 70 124 16 45 38 48 25
1984 53 61 114 22 37 31 45 36

Умирали в селе Уварово от «простуды, оспы,  удушья,  водянки,  коликов, кашля,  слабости,  боли в голове,  паралича,  родов, скоропостижно, древности» и других причин.

Таблица 3[36].

Родившиеся, браком сочетавшиеся, умершие прихожане Воскресенской церкви села Сурадеево, Княгиненского духовного правления, Княгиненского уезда, Нижегородской духовной консистории

год родившиеся брак умершие
муж жен всего пар муж До 5 лет жен До 5 лет
1860 18 26 44 10 20 16 29 19
1881 28 22 50 8 19 17 17 10

Таблица 4[37].

Родившиеся, браком сочетавшиеся, умершие прихожане Екатерининской церкви села Шеменеевка, Васильского духовного правления, Васильского уезда, Нижегородской духовной консистории

год родившиеся брак умершие
муж жен всего пар муж До 5

лет

жен До 5 лет
1883 25 25 50 6 13 7 16 12
1884 31 26 57 7 35 31 36 32
1885 27 26 53 8 13 9 12 8
1902 33 28 60 8 19 17 16 13
1903 22 31 53 11 12 8 15 7
1915 23 26 49 1 11 8 12 8

Мысль о том, что целью властных структур в России, основной национальной идеей должно являться «сбережение российского народа» принадлежит А.И.Солженицыну. Взгляд на политическую историю России под этим углом зрения дает нам возможность по иному взглянуть на некоторые, ставшие хрестоматийными и устоявшимися, исторические и политологические теории и концепции. Так, в целом отрицательная, оценка симбиоза государства, как системы управления, в период абсолютной монархии в России, и Русской Православной Церкви, может быть поставлена под сомнение.

Литература и источники.

  1. Русское Православие: вехи истории. – М., 1989. – С.324.
  2. Записки опубликованы в книге «ПУТЕШЕСТВЕННИКИ», составители известные нижегородские историки, этнографы и краеведы — Н.В.Морохин и Д.Г.Павлов.
  3. Зеленин Д.К. Описание рукописей ученого архива императорского русского географического общества. – Выпуск второй. – Петроград, 1915. – С.754.
  4. Центральный архив нижегородской области (ЦАНО), ф. 570, оп. 3, д. 56, л. 183.
  5. Рындин И.Ж. Зыбины. Родословная.
  6. ЦАНО, ф. 570, оп. 3, д.56, л.167.
  7. Там же, л.164.
  8. Там же, л. 161.
  9. Там же, д. 53, 1 том, л. 501.
  10. Там же, л. 503.
  11. Там же, л. 518.
  12. Там же, д. 82, л. 452
  13. Там же, д. 56 л. 178.
  14. Там же, д. 1241, л. 600.
  15. Там же, д.389, л. 440.
  16. Там же, л. 473
  17. Там же, д. 864, л. 1072.
  18. Там же, л. 1085.
  19. Там же, л.1082.
  20. Там же, л. 1083.
  21. Там же, л. 1089.
  22. Там же, д. 389, л. 462.
  23. Там же, д.117, л.721.
  24. Там же, д. 1569, л. 700.
  25. Там же, ф. 60, оп. 239А, л.602; д.1139, л. 59, 62; оп. 233, д.1991, л.214-215.
  26. Там же, ф. 570, оп. 3, д. 798, л.
  27. «Новое Время» 1887 г., № 3992; Русский календарь, изд. А. Суворина 1888 г. – С. 243.
  28. ЦАНО, ф.570, оп. 3, д. 1241, л. 592 «А».
  29. Нетовщина (спасовский толк) одно из течений в старообрядчестве среди беспоповцев. Возникло в конце 17 века в Керженских лесах Заволжья. Отказалось от священников и таинств; надежды на спасение связывало с Христом (Спасом). Распалось на ряд согласий (глухая нетовшина, самокрещенцы, дырники, рябиновщина и др.) – СЭС. – М, 1980. – С. 893.
  30. ЦАНО, ф. 570, оп.3 , д. 830, л. 1063, л. 1054.
  31. В основу Таблицы №1 положены данные из  «Ведомостей», составленных священно и церковно служителями Златоустовской церкви села Чугуново и представленные в ежегодных Метрических книгах: ЦАНО, ф.570, оп.3; д. 56, л.210; д.13 , л. 527; д. 53, л. 535; д. 82 , л. 460;д. 389, л. 476; д. 798, л.1020;  д. 864, л. 1094; д. 1241, л. 604-605; д.1084, л. 620-621; д. 1455, л. 666; д.1569, л. 710; д.1700, т.3, л.792; д.2127,т.4, л.355; д.2179, л.694; д.2229, л. 535.
  32. Там же, ф. 570, оп. 3., д. 864, л. 1091.
  33. Там же, л.1094.
  34. Там же, д.1241, л. 605.
  35. Нефедов В.Н. Село Уварово: фрагменты истории. – ЭПИ «Открытый текст». — http://www.opentextnn.ru/history/histgeography/?id=3681
  36. ЦАНО, ф.570, оп.3, д. 30, л.846; д. 57, л. 787, 821; д. 147, л. 870, 913; д.302, л.904; д.331, л.556; д.743, л.757; д. 772, л. 718, 728, 746; д. 804, л. 849.
  37. Там же, д. 30, л. 688; д.700, л. 851;
  38. Там же, д. 767, л. 1201; д. 798, л. 1087; д. 830, л. 1145; д. 1455, л.643; д. 1569 , л. 735; д. 2229, л. 556.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Mission News Theme от Compete Themes.
Яндекс.Метрика