Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Командир авиазвена, лейтенант Шуйнов Михаил Иванович — защитник Отечества

Последнее обновление на 06.04.2023

Терпенью машины бывает предел
И время его истекло
И тот, который во мне сидел
Вдруг ткнулся лицом в стекло

«ЯК» Истребитель — Владимир Высоцкий

Уникальный материал для исследователя и читателя — в Наградном листе на пилота редко можно встретить такое подробное описание воздушного боя и последующих событий, связанных с ранением летчика и гибелью самолёта. Два немецких одноместных одномоторных поршневых истребителя Фокке-Вульф Fw.190 (нем. Focke-Wulf Fw.190 «Würger» — сорокопут, мелкая хищная птица) «навалились» на выходящего из атаки нашего Як-1 — одноместного фронтового истребителя. Это был одномоторный свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла и убирающимся в полёте шасси с хвостовой опорой, которым пилотировал лейтенант Шуйнов Михаил Иванович. Две награды и воздушные бои на смерть, отраженные в Наградных листах, Подвиги бесстрашного и умелого командира авиазвена. Бесконечная благодарность за ратный труд, за боевые вылеты, за сбитый фашистский истребитель, за разгромленный фашистский эшелон с военной техникой и живой силой врага, за Победу.

Шуинов М.И. (так на памятной плите воинского мемориала в Димитровской Слободе, г. Муром).

Шуйнов (в некоторых документах учета — Шутов) Михаил Иванович. 1916 года рождения (8 сентября). Место рождения — Якиманская Слобода (или село Карачарово). Добровольцем пошел в Красную Армию, был направлен в военное училище 15.11.1938. Призван в РККА в 1941. Лейтенант. Командир авиационного звена. Член ВКП(б). В боевых действиях принимал участие с октября 1943. Место службы — Черниговская ВАШП; 2-я запасная авиационная бригада; 167-й истребительный авиационный полк, 238-я истребительная авиационная дивизия. Последнее место службы — 832-й истребительный авиационный полк, 315-я истребительная авиационная дивизия, 15-я Воздушная Армия, 2-й Прибалтийский фронт. Тяжело ранен в неравном бою с двумя фашистским ФВ-190 26.03.1944. Чудом остался жив, вернулся в строй из госпиталя 29 апреля 1944. Погиб в бою 20.09.1944. Похоронен в Латвии.

30 сентября 1944 года 832-й истребительный авиационный полк был выведен из состава 315-й истребительной авиационной дивизии 15-й Воздушной Армии 2-го Прибалтийского фронта и преобразован в 11-й истребительной авиационный полк Войска Польского с передачей в состав ВВС Войска польского. Вероятно, поэтому нет точных сведений в документах о месте гибели и захоронения Михаила Ивановича.

Приказом № 9/Н от 31.05.1944 г. старший лётчик 832-го истребительного авиационного полка лейтенант Шуйнов Михаил Иванович награждён орденом «Красной Звезды».

Из Наградного листа:

«На фронте Отечественной войны с октября 1943 года, за этот период произвёл 12 боевых вылетов на самолёте ЯК-1, на сопровождение штурмовиков в районы боевых действий, прикрытие наших наземных войск.

В последнем боевом вылете 26 марта 1944 года группе старшего лейтенанта Маркова была поставлена задача: Прикрытие переправы через реку Великая и наши наземные войска в районе Пушкинских Гор. Придя в район цели шестёркой стали прикрывать, осуществляя патрулирование над целью на левом берегу реки Великая, проходивших над целью противник обстреливал зенитным огнём, уклонившись от зенитного огня и перешли на правый берег, в это время со стороны солнца на самолёт Шуйнова навалились два ФВ-190, завязав с ними бой тов Шуйнов делает резкий левый разворот, во время разворота проваливается сидение, в этот момент истребители противника атакуют и перебивают рули управления , самолёт переходит в штопор и загорается, последующими очередями ранили тов. Шуйнова множеством осколков в правую половину грудной клетки и правую ногу.

Лейтенант Шуйнов выбросился на парашюте и был подобран наземными войсками в бессознательном состоянии, после чего доставлен в Медсанбат, где произвели операцию по извлечению осколков.

С 26 марта по 29 апреля 1944 находился на излечении, в настоящее время вернулся в строй.

Командир 832 истребительного авиационного полка — подполковник Шеховцов.
17 мая 1944 года».

Приказом № 88/Н от 25.10.1944 г. командир звена 832-го истребительного авиационного полка лейтенант Шуйнов Михаил Иванович награждён орденом «Отечественной войны 1-й степени» (представлялся к ордену «Красного Знамени»).

Из Наградного листа:

«За время пребывания в полку за произведенные 12 успешных боевых вылетов и полученное в воздушном бою тяжёлое ранение орденом Красной Звезды.

После последнего награждения лейтенант Шуйнов произвёл 32 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков ИЛ-2 в район цели и прикрытие наших наземных войск.

За этот период произвёл 4 воздушных боя в одном из которых, 23 августа 1944 года, выполняя задачу по прикрытию штурмовиков в районе Сильяне, которые были атакованы шестью ФВ-190, в воздушном бою сбил один ФВ-190, не имея при этом потерь со своей стороны.

22 августа 1944 года в составе 2-х экипажей со своим ведомым вылетели на охоту в район железной дороги Плавинас — Дорзины встретили железнодорожный эшелон, движущийся на восток, приняли решение штурмовать, в результате чего вывели из строя паровоз и до 30 вагонов.

В бою смело идёт в бой, увлекая за собой остальных своим примером. Требовательный к себе и своим подчинённым. Лётчик-истребитель с хорошей техникой пилотирования, материальную часть самолёта и мотор М-105 ПФ полностью освоил и овладел им. Дисциплинированный и инициативный офицер.

Командир 832 истребительного авиационного полка — подполковник Соколов. 15 сентября 1944 года».

Приложения:

1. Направлено обращение-предложение — ученикам, учителям, родителям учеников «Якманско-Слободской школы» (г.Муром) создать инициативную группу, от имени которой направить письменный запрос в Центральный Архив Министерства Обороны РФ (г. Подольск) с просьбой сделать выписку из личного дела лейтенанта Шуйнова Михаила Ивановича. Возможно там есть информация о точном месте захоронения. Затем сделать запрос по месту гибели лётчика — о состоянии захоронения. Нельзя допустить, чтобы наши Воины-Герои покоились в земле недружественной нам сегодня страны без надлежащего присмотра и уважения.

2 Як-1 — первый и один из основных истребителей семейства»Як», ставший базовым для последующих типов и модификаций. По назначению Як-1 — одноместный фронтовой истребитель, а по схеме — свободнонесущий (т.е. без подкосов и расчалок) моноплан с низким расположением крыла и убирающимся в полете шасси обычной схемы. -http://www.airwar.ru/enc/fww2/yak1.html

2. Двигатель М-105ПФ был достаточно надежным и простым в крупносерийном производстве. За время Великой отечественной войны было изготовлено около 91000 двигателей М-105 различной модификации, из них более 28000 — двигателей М-105ПФ. Двигатели ВК-105ПФ устанавливались на самолетах ЛаГГ-3, Як-1, Пе-2, Як-7, «105» и других.

3. 832-й истребительный авиационный полк

В действующей армии:

  • 24.04.42 — 12.03.43
  • 23.03.43 — 30.09.44

Сформирован в апреле — мае 1942 г. в составе 126 иад ПВО. Личный состав прибыл из Качинской ВАШП и 4 зиап. В июне 1942 г. летный состав и часть техсостава отправлены по железной дороге из г. Онега в 27 зап Архангельского военного округа для освоения истребителей «Харрикейн». В начале июля на аэродроме Ярославль полком получено 24 «Харрикейна».

06.07.42 г. Полк передан из войск ПВО в ВВС КА. Приступил к боевой работе в составе 286 иад 1 истребительной авиационной армии Брянского фронта на самолетах «Харрикейн».

05.07.42 г. вошел в состав 287 иад.

22.08.42 г. возвращен в состав 286 иад.

С 27.11.42 г. действовал в составе 225 шад как полк сопровождения. В марте 1943 г. все «Харрикейны» исключены из боевого состава части. К 10.05.43 г. полк полностью укомплектован самолетами Як-1б.

С 24.11.43 г. действовал в составе 315 иад. Действовал на 2 Прибалтийском фронте.

В 1943 — начале 1944 г. кроме Як-1б эксплуатировал самолеты Як-7б, а в мае 1944 г. полностью перевооружен самолетами Як-9.

30.09.44 г. выведен из состава 315 иад и переформирован в 11 иап Войска Польского.

 

Источники информации:

1. Анохин В.А. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия / Владимир Анохин, Михаил Быков. — М. : Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — (Элитная энциклопедия ВВС. Такой книги еще не было!). ISBN 978-5-9955-0707-9

2. Чечельницкий Г.А. Летчики на войне. — М.: Воениздат, 1974. — 272 с.

3. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

4. Книга памяти Владимирской области, том 8; ОБД «Память народа»; ОБД «Мемориал»; Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»; Сайт — Министерство обороны Российской Федерации и другие Интернет-ресурсы. Научно-исследовательский комплекс «Слободской мемориал»» на сайте «Живая история России».

Руководитель поисковой секции Нижегородского областного отделения «Российского общества историков-архивистов», член рабочей группы по увековечиванию памяти павших воинов при Общественной палате Нижегородской области, кандидат исторических наук, доцент НИУ РАНХИГС при Президенте РФ — Нефёдов Виктор Николаевич.

 

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тема Mission News от Compete Themes.
Яндекс.Метрика