Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Командир взвода противотанковых ружей — лейтенант Лоскутников Михаил Степанович

Последнее обновление на 18.11.2020

Михаил принял взвод после недолгой воинской подготовки. Успев недолго повоевать сразу после призыва, хорошо себя зарекомендовать, после получения воинского звания — ефрейтор, был направлен командованием на шестимесячные курсы  лейтенантов.

Взвод противотанковых ружей (ПТР) действовал либо  в полном составе, либо разделялся на отделения по 2-4 ружья или полувзводы. Отделение ПТР, действуя в составе взвода или самостоятельно, должно было в бою «выбирать огневую позицию, оборудовать и замаскировать ее; быстро изготовляться к стрельбе и метко поражать танки (бронемашины) противника; быстро и скрытно менять огневую позицию в ходе боя».

Огневые позиции выбирались за естественными или искусственными препятствиями, хотя часто расчетам приходилось укрываться просто в траве или кустах. Позиции должны были обеспечивать круговой обстрел на дальности до 500 м и занимать фланговое положение к направлению вероятного движения танков противника. Организовывалось взаимодействие со стрелковыми подразделениями и другими ПТС. На позиции, в зависимости от наличия времени, готовился окоп полной профили с площадкой для стрельбы, окоп для кругового обстрела с площадкой или без нее, либо небольшой окоп для стрельбы в широком секторе без площадки – стрельба в этом случае велась с подогнутой или снятой сошкой.

Огонь по танкам ПТР открывали, в зависимости от обстановки, с 250-400 м, предпочтительно, конечно, в борт или корму, но на позициях пехоты часто бронебойщикам приходилось «бить в лоб». Расчеты ПТР расчленялись по фронту и в глубину на интервалах и дистанциях в 25-40 м углом вперед или назад, при ведении фланкирующего огня – в линию. Фронт отделения ПТР – 50-80 м, взвода от 250 до 700 м.

По движущемуся танку рекомендовалось сосредотачивать огонь нескольких ПТР, при приближении танка – по его башне, при преодолении танком барьера, эскарпа, насыпи – по днищу, при движении танка на соседа – по борту и моторной части, наружным бакам, при удалении танка – в корму.

С учетом усиления бронирования средних танков противника огонь из ПТР обычно открывали со 150-100 м. При подходе танков непосредственно к позициям или прорыве в глубину обороны бронебойщики вели борьбу с ними совместно с «истребителями танков» с ПТ гранатами и зажигательными бутылками. Советская ручная граната РГД-33 относится к противопехотным осколочным ручным гранатам дистанционного действия двойного типа. Это означает, что она предназначена для поражения личного состава противника осколками корпуса при своем взрыве. К цели граната доставляется только за счет ее броска рукой солдата. Дистанционного действия — означает, что граната взорвется через определенный срок (3.5- 4 сек.) независимо от иных условий после того, как солдат совершит бросок. Двойного типа — означает, что граната может использоваться как наступательная, т.е. осколки гранаты имеют небольшую массу и летят на дальность, меньшую чем возможная дальность броска; или же как оборонительная, т.е осколки летят на дальность, превышающую дальность броска. Двойное действие достигается за счет надевания на гранату так называемой «рубашки» — чехла из толстого металла, обеспечивающего при взрыве осколки большей массы, летящих на большее расстояние. Наставление по стрелковому делу 1938 года предписывало использовать связку из трех-пяти гранат в качестве противотанковой. Однако такая связка при большом весе (1800-3000 гр.) имела явно недостаточный заряд ВВ (600-1000 гр. ) для того, чтобы поразить танк. Взрыв связки на крыше танка редко причинял ему существенный вред. Угадать же момент броска для взрыва связки под гусеницей было нереально. Бутылки с бензином или с самовоспламеняющейся жидкостью КС были эффективнее, затекающий внутрь танка горящий бензин мог вызвать пожар в танке. В 1941 году на замену РГД-33 была разработана граната РГ-41, которая после кратковременной апробации в войсках была доработана и поставлена на вооружение под индексом РГ-42. Простота конструкции и надежность применения обеспечила ей необыкновенно долгую жизнь. До сего времени РГ-42 состоит на вооружении в Российской Армии. Гранаты же РГД-33 очень быстро были израсходованы в боях 1941-42 годов. К 1943 году на фронте эта граната уже не встречалась. (Источник: https://fishki.net/2201830-granaty-vtoroj-mirovoj-vojny.html © Fishki.net)

В наступлении взвод ПТР двигался перекатами в боевом порядке стрелковой роты (батальона) в готовности встретить танки противника огнем не менее двух отделений. Расчеты ПТР занимали позиции впереди в промежутках между стрелковыми взводами. При наступлении с открытом флангом, бронебойщиков старались держать на этом фланге. Отделение ПТР обычно наступало в промежутках или на флангах стрелковой роты, взвод ПТР – рюты или батальона. От позиции к позиции расчеты перемещались по скрытым подступам или под прикрытием огня пехоты и минометов. http://www.plam.ru/transportavi/tehnika_i_vooruzhenie_2002_0…

Итак, Михаил Степанович Лоскутников. Короткая фронтовая биография. 1923 года рождения. Место рождения — село Б-Песчанка, Ижморский район, Кемеровская область. Призван в РККА Ижморским РВК 09.04.1942. Гвардии лейтенант. Командир взвода противотанковых ружей. Член ВЛКСМ с января 1944. Член ВКП(б) с ноября 1944. Служил — 214-й армейский запасный стрелковый полк, 5-я гвардейская Армия. В боевых действиях принимал участие с августа 1942. Ранен — 17.09.1942; 03.02.1944. Последнее место службы — 289-й гвардейский стрелковый полк, 97-я гвардейская Полтавская Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия, 32-й гвардейский стрелковый корпус, 1-й Украинский фронт. Поступил в госпиталь МЭП 41. Умер от ран 03.08.1946.

Награждён медалью «За оборону Сталинграда».

Приказом №047/Н от 1 сентября 1944 года по войскам 32 гвардейского стрелкового корпуса командир взвода противотанковых ружей гвардии лейтенант Лоскутников Михаил Степанович награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

Из Наградного листа: «04.08.1944 года в боях за последний пункт Падев (Польша), действуя смело и решительно, умелой расстановкой огня из ПТР и выводв удобных огневых позиций в ходе наступательного боя, его взводом уничтожена грузовая автомашина и один бронетранспортёр.

В боях за населённый пункт Оглендув (Польша, на левом берегу реки Висла) 12.08.1944 года, когда пулемёт противника мешал продвижению, он лично выдвинулся вперёд с ружьём ПТР и после двух выстрелов уничтожил пулемёт противника.

Командир 289 гвардейского стрелкового полка — подполковник Науменко. 27 августа 1944 года».

Приказом №07/Н от 6 февраляя 1945 года по войскам 32 гвардейского стрелкового корпуса командир взвода противотанковых ружей гвардии лейтенант Лоскутников Михаил Степанович награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Из Наградного листа: «При форсировании реки Одер (Германия) 26 января 1945 г. огнём своих ружей поддержал переправу стрелковой роты, уничтожил при этом 2 пулемёта. При расширении плацдарма в бою за деревню Пельтшютц его бронебойщики разбили бронетранспортёр, пушку и три пулемёта. Кроме того, на станции Линден 27 января 1945 года сбили мессершмитт. В том же бою был ранен командир стрелкового взвода, тов. Лоскутников принял на себя командование и повёл взвод в атаку, истребив 15 немцев и 9 было пленено.

Командир 289 гвардейского стрелкового полка — подполковник Науменко. 01.02.1945 г.»

Группа попавших в окружение немецких воинских частей пошла на прорыв. Впереди шли самоходки и несколько танков. Время на подготовку к бою было не много. В траншеях привычная военная суета. Надо было перебросить ружья с боезапасом, начать готовить связки гранат РГ-42 — четыре плюс одна. Кто-то скручивал связку проволокой от «колючки», кто брючным ремнём. Из заветных пенальчиков доставали запалы, надо было, отодвинув задвижку на дне гранаты, осторожно вставить запал и повернуть задвижку, затем дернуть рукоятку несущей гранаты, поставить её на боевой взвод. Теперь, при взмахе, запал начнет действовать и граната и связка в целом гарантированно взорвётся. Враг не прошел, а потеряв тяжелую технику, массово сдавался в плен. В этом бою Михаил был ранен. Медсанбат, потом в госпиталь. Врачи долго боролись за его жизнь. Поступил в эвакогоспиталь МЭП 41. Умер от ран 03.08.1946. Похоронен — братская могила, воинский участок № 5, городское кладбище Марьина Роща, Советский район, Нижний Новгород.

Справка:

C 10 декабря 1942 года рота противотанковых ружей в батальоне была уменьшена до взвода с 9 ПТР (штат 04/551). Наименьшая тактическая единица — отделение — состояло из командира и трёх расчётов ПТР.  Командир отделения — сержант — ст. сержант, вооружён карабином, боекомплект №114 (30 патронов), Бинокль -1, Компас — 1, Сумки полевые мл. начсостава — 1, Сумки патронные поясные — 1, Ремней ружейных — 1.

Заместитель командира отделения – он же наводчик  — мл. сержант — сержант, личного оружия не имел. Наводчик — ефрейтор, личного оружия не имел. Номер (по НСД — помощник наводчика ) — красноармеец, вооружён винтовкой со штыком, боекомплект №115 (60 патронов), Сумки патронные поясные-2, Ремней ружейных — 1, (по НСД — Сумки патронные ПТР — 1). Всего — семеро (1-2-3). Противотанковых ружей — 3. Носимая часть боекомплекта №173 на каждое ружъё — 44 патрона (по НСД — 40 патронов), в том числе с пулей Б-32 — 35 шт, с пулей БС-41 — 9 шт.

Кроме того, каждый должен иметь:

Основной комплект вещевого имущества по норме №2  — 1

Шлемы стальные с чехлами  — 1

Медальоны с пергаментным листком  — 1

Плащ-палатки с прибором  — 1

Котелки металлические  — 1

Фляги с чехлами  — 1

Мешки вещевые  — 1

Ремни для скатки  — 1

Ремни брючные  — 1

Ремни поясные  — 1

Книжки красноармейские  — 1

Противогаз БС  — 1

Сетки для стрелка  — 1

Лопаты малые в чехлах  — 1

Индивидуальные перевязочные пакеты  — 1

Индивидуальные противохимические пакеты  — 1

Кандидат исторических наук, доцент НИУ РАНХиГС при Президенте РФ  — Нефёдов Виктор Николаевич.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тема Mission News от Compete Themes.
Яндекс.Метрика