Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

К.и.н., доцент Нефёдов Виктор Николаевич. О горьковчанах — жертвах германской агрессии

Last updated on 15.12.2021

 

На старинном Бугровском кладбище Нижнего Новгорода стоит примечательный памятник, на высокой стеле слова — «Погибшим от фашистской бомбы. 4 ноября 1941», а на шести памятных чугунных плитах фамилии 96 человек. Это работники радиотелефонного завода № 197 им. В.И. Ленина, которой позднее назывался телевизионным заводом, а теперь ОАО «Нител», они погибли на своих рабочих местах в 16 часов 10 минут.

В результате варварского налёта фашистских лётчиков от огромной бомбы-мины, сброшенной с бомбардировщика «Хейнкель-111» на завод, погибли 101 человек. Фашисты вели себя крайне нагло и цинично, сбросив бомбы и расстреляв по мирным жителям города пушечный и пулемётный боезапас, они на бреющем полёте летали над центром города и помахивали руками в знак приветствия.

Погибли руководители завода: директор Кузьмин Александр Петрович; Филиппов Юрий Константинович — главный энергетик завода; начальник АХО — Жданов Сергей Михайлович; начальники цехов Гордеев Фёдор Иванович, Лаврентьев Борис Тимофеевич, Федянцев Алексей Еремеевич.

Погиб Сердитых Глеб Андреевич — редактор заводской газеты «Ленинец».

Очень жалко всех погибших, но особенно трагична смерть девчонок и мальчишек, которые пришли на место своих отцов,  ушедших на фронт — Лидочки Смирновой, которой исполнилось лишь 13 лет, Лидочки Калашниковой 16 лет, Верочки Ершовой 17 лет —  они работали сборщицами телефонных аппаратов; разметчика Копылова Георгия 16 лет.

Кроме завода им. В.И.Ленина культурные германские ублюдки в эти ноябрьские дни бомбили автозавод, завод «Двигатель революции», завод им. Я.М. Свердлова в Дзержинске. При бомбежке в Дзержинске многие работники завода пострадали от химического отравления, среди них — пресс-секретарь заводоуправления Андрианова Анна Александровна, моя мама, которая так и болела до конца своей короткой жизни.

Источники:

Список на шести памятных плитах памятника;

Список работников завода, погибших в этот трагический день и час — Книга Памяти по Нижегородской области, том 14, стр. 307-308;

Сайт — Энциклопедия Нижнего Новгорода и другие Интернет-ресурсы.

Плита № 1.

Алексеев Ю.П.

Алексеев Юрий Петрович. Год рождения – 1922. Специальность — сборщик.

Андреичева Т.С.

Андреичева Тамара Сергеевна. Год рождения – 1923. Специальность — намотчица.

Анкудинова С.А.

Анкудинова Сусанна Александровна. Год рождения – 1920. Специальность — намотчица.

Архангельский Б.Л.

Архангельский Борис Леонидович. Год рождения – 1904. Специальность — бухгалтер.

Баимова Е.В.

Баимова Елизавета Васильевна. Год рождения – 1915. Специальность — гравировщица.

Баранова Н.Г.

Баранова Наталья Гавриловна. Год рождения – 1912. Специальность — станочница.

Борисова Н.А.

Борисова Нина Аркадиевна. Год рождения – 1919. Специальность — слесарь.

Болотова А.И.

Болотова Александра Ивановна. Год рождения – 1909. Специальность — рабочая.

Бубнов К.Г.

Бубнов Константин Григорьевич. Год рождения – 1914. Специальность — разметчик.

Буянова Т.П.

Буянова Тамара Павловна. Год рождения – 1921. Специальность — комплектовщица.

Быбина А.А.

Быбина Антонина Александровна. Год рождения – 1921. Специальность — сборщица.

Валутин А.М.

Валутин Александр Михайлович. Год рождения – 1908. Специальность — мастер.

Вандаева О.Ф. — так на плите. В списке Книги Памяти — Вандеева О.Ф.

Вандаева (Вандеева) Ольга Фёдоровна. Год рождения – 1907. Специальность — смазчица.

Волков П.Е.

Волков Павел Егорович. Год рождения – 1883. Специальность — рабочий.

Ворнакова Е.А. — так на плите. В списке Книги Памяти — Варнакова Е.А.

Ворнакова (Варнакова) Елизавета Андреевна. Год рождения – 1893. Специальность — лаборантка.

Голоднова А. И. — так на плите. В списке Книги Памяти — Голоднова А.Г.

Голоднова Анна Григорьевна. Год рождения – 1907. Специальность — уборщица.

Плита № 2.

Герасимова М.И.

Герасимова Мария Ивановна. Год рождения – 1901. Специальность — сборщица.

Гордеев Ф.И.

Гордеев Фёдор Иванович. Год рождения – 1894. Должность — начальник цеха.

Данилина Е.С.

Данилина Евдокия Степановна. Год рождения – 1905. Специальность — уборщица.

Дятлова К.И.

Дятлова Клавдия Ивановна. Год рождения – 1922. Специальность — подсобница.

Дубов П.П.

Дубов Пётр Павлович. Год рождения – 1903. Специальность — шофёр.

Ерышева В.М.

Ерышева Вера Михайловна. Год рождения – 1915. Специальность — контролёр.

Ершова В.П.

Ершова Вера Павловна. Год рождения – 1924. Специальность — сборщица.

Егутова З.П.

Егутова Зоя Петровна. Год рождения – 1923. Специальность — сборщица.

Жданов С.М.

Жданов Сергей Михайлович. Год рождения – 1906. Должность — начальник АХО (административно хозяйственного отдела).

Зиновьев Е.А.

Зиновьев Ефим Андреевич. Год рождения – 1887. Специальность — шорник.

Захарова В.И.

Захарова Валентина Ивановна. Год рождения – 1924. Специальность — намотчица.

Забелина А.Д.

Забелина Антонина Дмитриевна. Год рождения – 1920. Специальность — сборщица.

Зубкова Л.С.

Зубкова Лидия Степановна. Год рождения – 1924. Специальность — сборщица.

Зиновьева А.В.

Зиновьева Анастасия Васильевна. Год рождения – 1912. Должность — бригадир.

Игнатьева М.И.

Игнатьева Мария Ивановна. Год рождения – 1905. Специальность — уборщица.

Козлов С.С.

Козлов Степан Семёнович. Год рождения – 1890. Специальность — копёрщик.

Плита № 3.

Кожухов Н.Н.

Кожухов Николай Николаевич. Год рождения – 1916. Должность — начальник химической лаборатории

Кирпичёв А.И.

Кирпичёв Александр Иванович. Год рождения –1906. Специальность — транспортник.

Калашникова Л.А.

Калашникова Лидия Александровна. Год рождения – 1925. Специальность — сборщица.

Калашников А.А.

Калашников Алексей Андреевич. Год рождения – 1913. Специальность — станочник.

Копылов Г. Д.

Копылов Георгий Дмитриевич. Год рождения – 1925. Специальность — разметчик.

Коротаев А.И.

Коротаев Аким Иванович. Год рождения – 1881. Специальность — столяр.

Косыркин А.В.

Косыркин Анатолий Васильевич. Год рождения – 1920. Должность — бригадир.

Котик Р.И.

Котик Роза Ивановна. Год рождения – 1925. Специальность — погонщица.

Коченков В.С.

Коченков Всеволод Сергеевич. Год рождения – 1901. Специальность — технолог.

Кузьмин А.П.

Кузьмин Александр Петрович. Год рождения – 1917. Должность — директор завода.

Родился в Санкт-Петербурге. Член КПСС с 1937 года. В 1930 году окончил Горьковский индустриальный институт, затем учился в аспирантуре. С августа 1932 года работал на различных должностях на Горьковском радиотелефонном заводе имени В.И. Ленина. С декабря 1940 по май 1941  — главный инженер, затем  директор.

Куликов Ф.И.

Куликов Фёдор Иванович. Год рождения – 1909. Специальность — сортировщик.

Кузнецова А.И.

Кузнецова Анна Ивановна. Год рождения – 1910. Специальность — сверловщица.

Лаврентьев Б.Т.

Лаврентьев Борис Тимофеевич. Год рождения – 1909. Должность — временно исполняющий обязанности начальника цеха.

Лапшов Н.Н.

Лапшов Николай Николаевич. Год рождения – 1888. Специальность — плотник.

Ларионова А.Е.

Ларионова Анна Евгеньевна. Год рождения – 1907. Специальность — контролёр.

Левин К.В.

Левин Константин Викторович. Год рождения – 1905. Специальность — заместитель директора завода.

Плита № 4.

Лисятникова Е.Г.

Лисятникова Екатерина Григорьевна. Год рождения – 1920. Специальность — сборщица.

Малкина А.Д.

Малкина Антонина Дмитриевна. Год рождения – 1924. Специальность — гравировщица.

Маринычев А.С.

Маринычев Авраам Семёнович. Год рождения – 1898. Специальность — грузчик.

Морозов С.К.

Морозов Сергей Кузьмич. Год рождения – 1893. Должность — заведующий архивом.

Назарова А.М.

Назарова Анна Мокеевна. Год рождения – 1894. Специальность — строгальщица.

Назарова П.Л.

Назарова Пелагея Лаврентьевна. Год рождения – 1912. Специальность — сверловщица.

Нужина К.М.

Нужина Клавдия Матвеевна. Год рождения – 1918. Специальность — сборщица.

Паршина К. А. — так на плите. В Книге Памяти — Парашина К.А.

Паршина (Парашина) Клавдия Алексеевна. Год рождения – 1916. Должность — диспетчер.

Переводова Е.А.

Переводова Евдокия Андреевна. Год рождения –1904 . Специальность — неизвестна.

Пестрецов Е.Н. — так на плите. В Книге Памяти — Пестрецов Г.Н.

Пестрецов Георгий Наумович. Год рождения –1903 . Специальность — столяр.

Петров В.П.

Петров Василий Петрович. Год рождения – 1906. Должность — начальник отдела.

Пияшова А.П.

Пияшова Анастасия Петровна. Год рождения – 1916. Специальность — слесарь.

Позднякова С.И.

Позднякова Серафима Ивановна. Год рождения – 1905. Должность — диспетчер.

Пудова Т.Т.

Пудова Таисья Тимофеевна. Год рождения – 1918. Специальность — контролёр.

Рекина М.М.

Рекина Мария Мироновна. Год рождения – 1903. Специальность — станочница.

Рыжов Н.П. — так на плите. В Книге Памяти — Рыжов П.Н.

Рыжов Павел Николаевич. Год рождения – 1880. Специальность — такелажник.

Плита № 5.

Савенков А.В.

Савенков Александр Васильевич. Год рождения – 1912. Специальность — инженер-конструктор.

Сауткина В.Д.

Сауткина Вера Дмитриевна. Год рождения – 1894. Специальность — уборщица.

Сенкова А.А. — так на плите. В Книге Памяти — Сенькова А.А.

Сенкова (Сенькова) Анна Алексеевна. Год рождения – 1913. Специальность — станочница.

Сердитых Г.А.

Сердитых Глеб Андреевич. Год рождения – 1908. Должность — редактор заводской газеты «Ленинец».

Скворцов В.В.

Скворцов Василий Владимирович. Год рождения – 1911. Специальность — столяр.

Стенюков М.А.

Стенюков Михаил Александрович. Год рождения – 1894. Должность — мастер-контролёр.

Судакова Т.Н.

Судакова Татьяна Никитична. Год рождения – 1921. Специальность — табельщица.

Сусекин Н.Ф.

Сусекин Николай Фёдорович. Год рождения – 1905. Должность — мастер-столяр.

Табаков С.Ф.

Табаков Степан Фёдорович. Год рождения – 1903. Специальность — плотник.

Терентьев И.В.

Терентьев Иван Васильевич. Год рождения – 1894. Должность — диспетчер.

Терентьева В.Ф.

Терентьева Вера Фёдоровна. Год рождения – 1921. Специальность — монтажница.

Типанова А.Ф.

Типанова Анна Фирсовна. Год рождения – 1888. Специальность — станочница.

Трофимов А.Ф.

Трофимов Андрей Фёдорович. Год рождения – 1890. Специальность — контролёр.

Трюхова А.Г.

Трюхова Александра Григорьевна. Год рождения – 1901. Специальность — разнорабочая.

Трефилов Н.И.

Трефилов Николай Иванович. Год рождения – неизвестен. Специальность — неизвестна.

Тумаков А.П.

Тумаков Александр Павлович. Год рождения – 1918. Специальность — токарь.

Плита № 6.

Тучина В.И.

Тучина Вера Ивановна. Год рождения – 1918. Специальность — оператор.

Улыбышев А.Т.

Улыбышев Анатолий Тимофеевич. Год рождения – 1924. Специальность — регулировщик.

Федянцев А.Е.

Федянцев Алексей Еремеевич. Год рождения – 1896. Должность — начальник цеха.

Федянцева М.С.

Федянцева Мария Семёновна. Год рождения – 1900. Специальность — подсобница.

Филиппов Ю.К.

Филиппов Юрий Константинович. Год рождения – 1907. Должность — главный энергетик завода.

Фирсов Н.А.

Фирсов Николай Алексеевич. Год рождения – 1912. Должность — начальник цеха.

Фокин Н.И. — так на плите. В Книге Памяти — Фокин Н.Г.

Фокин Николай Георгиевич. Год рождения – 1904. Должность — начальник штаба МПВО завода.

Хализова К.В.

Хализова Клавдия Васильевна. Год рождения – 1916. Специальность — сборщица.

Харитонов Д.Г.

Харитонов Дмитрий Гордеевич. Год рождения – 1880. Специальность — подсобник.

Харитонова Е.Г.

Харитонова Ефросинья Григорьевна. Год рождения – 1904. Специальность — сборщица.

Череданова А.Е.

Череданова Анна Евдокимовна. Год рождения – 1915. Специальность — экономист.

Челышев В.Ф.

Челышев Валентин Фёдорович. Год рождения – 1910. Специальность — нормировщик.

Ширшова Т.О.

Ширшова Татьяна Осиповна. Год рождения – 1917. Специальность — сверловщица.

Шулаева Н.Д.

Шулаева Наталья Дмитриевна. Год рождения – 1914. Специальность — подсобница.

Шульгин А.Т.

Шульгин А. Т. Год рождения – неизвестен. Специальность — контролёр.

Шульгина Е.В.

Шульгина Евдокия Васильевна. Год рождения – 1907. Специальность — строгальщица.

Погибшие от бомбежки работники завода, не указанные на памятных плитах, но указанные в Книге Памяти по Нижегородской области, том 14, стр. 307-308:

Быкова А.Я.

Быкова Анна Яковлевна. Год рождения — 1915. Специальность — сборщица.

Саков П.А.

Саков Пётр Акимович. Год рождения — неизвестен. Специальность — кладовщик.

Смирнова Л.Н.

Смирнова Лидия Николаевна. Год рождения — 1928. Специальность — сборщица.

Приложения.

  1. Михаил Вадимович Зефиров, Дмитрий Михайлович Дёгтев, Николай Николаевич Баженов. Свастика над Волгой. — 2007 год

«1941… Утром 4 ноября на огромном фронте группы армий «Центр» от Калинина до Тулы погода стала улучшаться, осадки прекратились. После полудня началось прояснение, сопровождаемое похолоданием и легким морозом. … Над аэродромом Сещинская, северо-западнее Брянска, погода тоже улучшилась, однако взлетная полоса находилась в плохом состоянии, что позволяло совершать взлет только одиночным бомбардировщикам. Тем не менее командир I./KG28 оберст Эрнст-Август Рот решил провести запланированные налеты на промышленные объекты Горького. В качестве целей для первой атаки были выбраны автозавод, расположенный на левом берегу Оки, находящийся рядом с ним «Двигатель революции», а также бывший завод «Сименс унд Гальске» (Горьковский завод № 197 имени В.И. Ленина) … Хмурый и холодный день уже клонился к концу, когда около 16.10 над Окой, со стороны Дзержинска, из облаков внезапно появился двухмоторный самолет. Пройдя над поселком Стригино, он направился к расположенному на высоком правом берегу реки Ворошиловскому району. Это был Не-111, под фюзеляжем которого висел почти трехметровый сигарообразный предмет – 1000-кг мина ВМ-1000. Он не был обнаружен постами ВНОС, и городской штаб МПВО опять не объявил тревогу. Когда же вышковой наблюдатель на заводе № 197 им. Ленина увидел быстро приближающийся самолет, было уже поздно…

Мина упала прямо на главный четырехэтажный корпус завода. Вслед за этим прогремел мощнейший взрыв, от которого обрушилась большая часть здания. Только после этого в разных местах города протяжно завыли гудки воздушной тревоги, а из района Тобольских казарм начали палить зенитки. Анатолий Иванович Курмаев[57], находившийся в это время в Канавино, около сквера на Окской набережной, впоследствии вспоминал: «Сначала я увидел на небе черные облачка разрывов зенитных снарядов. Затем обратил внимание на высокий столб черного дыма, огня и пыли, поднимавшийся в нагорной части города над заводом им. Ленина. Причем после первого взрыва вскоре можно было разглядеть еще несколько, выбросивших в небо новые столбы пламени и дыма. Только после этого послышались отдаленные сигналы воздушной тревоги». …

В ходе бомбежки были полностью уничтожены сборочный и деревообделочный цеха, два соседних цеха, расположенных в торцах корпуса, получили сильнейшие повреждения. От сильной взрывной волны частично разрушилась электроподстанция № 3 и вышли из строя несколько силовых трансформаторов. Эхо взрыва пронеслось по всему Ворошиловскому району Горького. На расположенном напротив пострадавшего предприятия заводе радиоаппаратуры № 326 им. Фрунзе во всех цехах вылетели стекла и осыпалась штукатурка. Многие рабочие в панике бросили работу и побежали к проходным, часть людей полезла прямо через высокий заводской забор. Всеми овладело лишь одно желание – убраться подальше от места трагедии. Паника от увиденного охватила также и соседнюю железнодорожную станцию Мыза. Дежурная по станции Давыдова и ее помощник Сулимов, напуганные бомбежкой, оставили свой пост. В итоге возникла жуткая неразбериха. Раненые, находившиеся в стоявшем перед семафором эшелоне, стали выпрыгивать из вагонов и разбредаться по местности.

Пилот же «Хейнкеля» спокойно повел самолет к центру города, попутно осматривая местные достопримечательности. Над нижегородским Кремлем он сделал своеобразный «круг почета», демонстрируя свою полную безнаказанность. Работник обкома ВКП(б) Анна Александровна Коробова вспоминала: «Во время перерыва между заседаниями мы вышли на улицу и к своему ужасу увидели черный самолет со свастикой, описывающий круг над Кремлем. При этом летчик высунулся из кабины и даже помахал нам рукой! После этого мы вернулись в здание и нам сообщили – только что разбомбили завод им. Ленина, его директор Кузьмин погиб…»

Тем временем к городу приближались еще два бомбардировщика. Пройдя над окрестными деревнями и наведя страх на колхозников, они около 16.20 на предельно малой высоте появились над Автозаводским районом. Самолеты с ревом пролетали над головами людей, направляясь в сторону завода. Один бомбардировщик шел над проспектом Молодежным, второй – в четырехстах метрах левее, над проспектом Молотова (проспект Октября).

Рафаил Ривин[58] в этот момент выходил из здания Автозаводской поликлиники[59], находившейся недалеко от завода. Об увиденном он вспоминал: «Вдруг я увидел самолет, летящий на очень малой высоте прямо над забором поликлиники. Когда он со страшным ревом пронесся мимо меня, я отчетливо разглядел фигуру летчика в шлемофоне, а потом фашистские знаки. После этого я начал размахивать руками, привлекая внимание прохожих, и закричал: „Самолет, самолет!“ Бомбардировщик прошел в сторону завода, а на улице началась паника. Помню, как одна женщина в длинном платье полезла через высокий забор поликлиники и застряла наверху». Анна Сорокина в это время тоже находилась на улице и также видела идущие над домами «Хейнкели»: «Они летели, как на параде, едва не задевая брюхами крыши и печные трубы».

В эти самые секунды Н. В. Надёжкина[60], находившаяся на своем посту на крыше заводоуправления ГАЗа, тоже отчетливо видела на фоне сумеречного неба два самолета, на малой высоте приближавшихся с запада. Девушка нервно перебирала лежавшие перед ней фотографии, пытаясь сравнить их с увеличивающимися в размерах оригиналами. Одновременно второй боец поста по телефону дрожащим голосом сообщал в штаб МПВО ГАЗа о грозящей опасности. Когда самолеты полетели уже над заводской территорией, Надёжкина еще надеялась, что, может быть, это свои, но тут ее глазам предстало пугающее зрелище. От одного из них отделились четыре бомбы, с воем устремившиеся вниз, прямо на ремонтно-механический цех. А еще через мгновение все вокруг сотряс грохот взрывов и в небо взметнулись столбы огня и дыма.

Как потом оказалось, три 250-кг бомбы попали в середину корпуса, четвертая взорвалась на улице между РМЦ и электроподстанцией монтажно-штамповального цеха. В цехе рухнули перекрытия на площади 800 кв. м, полностью обрушилась восточная торцевая стена. Внутри здания вышибло почти все перегородки. Одна из бомб разорвалась прямо в столовой, и все находившиеся внутри рабочие были разорваны в клочья.

Второй «Хейнкель» сбросил бомбы на Автозаводскую ТЭЦ. Одна взорвалась в строившейся западной части здания, полностью разрушив ее, вторая проломила крышу, но застряла в стропилах и, повиснув над котлами, не взорвалась. Это произошло из-за слишком малой высоты сброса, вследствие чего полутонная фугаска не успела набрать соответствующую скорость.

На заводе поднялась паника, и многие рабочие, покинув цеха, побежали к проходным. Тем временем один самолет сделал круг над заводом, при этом бортстрелок дал одну задругой три пулеметные очереди по проходной и по бегущим к ней людям. Надёжкина вспоминала: «Спускаясь в укрытие чердачного помещения, я видела, как рядом выкрашивается штукатурка от потока пуль, и слышала их смертоносное жужжание…» Уходя на запад, бомбардировщики обстреляли улицы Автозаводского района, а также ехавшие по ним автомобили и конные подводы.

Между тем в 16.40 появился еще один «Хейнкель». Бомбардировщик шел с южного направления, со стороны деревни Анкудиновка, и летел низко над железной дорогой. Жители Ворошиловского района, еще не успевшие оправиться от первого удара, теперь со страхом увидели, как двухмоторная махина с ревом пронеслась над станцией Мыза. Некоторым даже удалось разглядеть подвешенную под фюзеляжем огромную бомбу. Неожиданно вынырнув из-за гористого берега, самолет пролетел над Окой и с пологого пикирования сбросил мину ВМ1000 на завод «Двигатель революции». Сильнейший взрыв прогремел в здании силовой станции предприятия, в котором находились паровые котлы, дизельная, компрессорная и трансформаторная подстанции. Рабочие, находившиеся в соседних цехах, от сотрясения повалились на пол, затем сверху на них посыпался настоящий дождь из осколков стекла световых фонарей. В сборочном отделении цеха № 6 вспыхнул сильный пожар, впоследствии охвативший также крышу склада черных металлов. Был полностью уничтожен заводской штаб МПВО. Ударной волной и осколками были повреждены линии электропередач, в частности, на соседнем станкозаводе отключились малый фидер № 620 и распределительный киоск № 251 Горсетей, из-за чего часть Ленинского района осталась без электричества.

После этого паника охватила уже почти весь город. Многие жители видели летящие над домами немецкие самолеты и поднимающиеся столбы дыма, дополняемые грохотом взрывов и пулеметными очередями. Пассажиры на ходу выпрыгивали из трамваев, шофера бросали автомашины прямо на дороге и убегали, толпы людей сломя голову бежали к укрытиям. На самом ГАЗе обстановка стала критической. На центральной проходной вахтеры отказались открыть ворота, тогда десятки людей полезли прямо через заборы, стремясь как можно быстрее убраться подальше от цехов.

Не надеясь на защиту со стороны летчиков и зенитчиков, заводской штаб МПВО приказал бойцам истребительного батальона брать винтовки, лезть на крыши корпусов и «отражать налет». Среди них был и Рафаил Ривин: «После первой бомбежки я сразу же схватил винтовку (это был польский карабин) и побежал на свой пост. Другие бойцы истребительного батальона притащили ящики с патронами и, набив ими карманы, полезли на крыши цехов отражать налет тем, что у нас было». Теперь уже повсюду тревожно гудели электро-сирены, где-то вдалеке отрывисто палили зенитки, по улицам, звоня в колокольчики, мчались пожарные машины. Пришли в движение и силы ПВО. С аэродромов Сейма и Арзамас были подняты истребители, в район автозавода прибыло и дежурное звено авиаотряда майора Алифанова. Но немецкие самолеты больше не появлялись.

Последствия дневного налета оказались ужасными. В Ворошиловском районе, на радиотелефонном заводе им. Ленина, погиб 101 человек, в т.ч. почти весь руководящий аппарат. Еще 190 рабочих получили ранения и контузии. Многие другие оказались под завалами. В подвале разрушенного главного корпуса были засыпаны члены штаба МПВО во главе с секретарем парткома П.П.Шумским. Спасательные работы начались почти сразу после взрыва, но затем растянулись на несколько дней. К счастью, вскоре в завале удалось проделать небольшое отверстие, через которое пострадавшим подавали воду и пищу.

На ГАЗе дела обстояли не лучше. Если ТЭЦ чудом уцелела в ходе бомбежки, то ремонтно-механический цех, выпускавший 82-мм минометы, представлял печальное зрелище. Взрывной волной вышибло все остекление производственной части корпуса и соседней кузницы № 2, в нескольких местах был проломлен пол, обрушились около 400 кв. м внутрицеховых перегородок, были уничтожены 45 единиц оборудования, а также инструменты, материалы, полуфабрикаты, готовые минометы, техническая документация и запчасти. Непосредственно над местами взрывов обвалились железобетонные плиты перекрытий. Повсюду среди обломков валялись изуродованные трупы рабочих, части тел и окровавленные ошметки спецодежды. Кроме того, была разрушена силовая электроподстанция, во многих местах порван силовой кабель. Пострадало и расположенное неподалеку здание главного магазина (склада) смежных деталей. …»

2. Вячеслав Фёдоров. Цель — Горький. 29.10.2021.

Осенью 1941 года вражеская авиация предприняла первые налёты на Горький. С тех пор прошло 80 лет.
Хроника первых бомбардировок города Горького осенью 1941 года
К началу войны Горький был третьим после Москвы и Ленинграда военно-промышленным комплексом и крупным железнодорожным узлом.
Согласно записям в боевых журналах частей, сформированных 25 июля 1941 года для воздушной ограды города, до 9 сентября тревогу в Горьком объявляли только семь раз. Восьмая тревога прозвучала лишь через месяц.
В сентябре 1941 года командиром 142-й истребительной авиационной дивизии ПВО, которая входила в состав Горьковского корпусного района ПВО, назначен Герой Советского Союза Сидор Васильевич Слюсарев.
Одиночные разведывательные полёты над Горьким начались с осени 1941 года. Немецкие самолёты пролетали на большой высоте, «зависая» над автозаводом. Первый самолёт- разведчик Ю-88 появился в небе 9 октября в 13 ч.00 мин.
Бомбардировки в окрестностях города начались 22 .октября. Первому удару подвергся элеватор, находившийся на станции Сейма. Спустя много лет стало известно имя немецкого летчика, который привел экипаж Ю-88 к цели — Ханс Георг Бётхер. Это был опытный и успевший повоевать пилот Люфтваффе. Вылет в район Горького у него был 80-м. К этому времени он уже «гостил» в небе Москвы. В разрушенном бомбовым ударом элеваторе на Сейме сгорело сотни тонн заготовленного на зиму зерна.
Бомбардировка Сеймы вызвала в городе панику и нервозность. К тому же в эти дни усилился поток беженцев из Москвы.
Первые массированные налёты на Горький были 4 и 5 ноября, которые начинались в 16 ч. 30 мин. По оценкам ПВО, в нём участвовало до 150 самолётов. Из них к городу прорвалось только 11.
Одиночный «Хейнкель», летевший от Дзержинска вдоль Оки был замечен, но что-то предпринимать по его уничтожению было уже поздно. Он тенью летел в наступающей темноте, только гул двигателей обозначал, что он есть и приближается к городу. Под фюзеляжем самолета крепилась мина весом в тонну. Она предназначалась радиотелефонному заводу имени Ленина. Летчик «Хейнкеля» точно вышел на курс и избавился от своего груза. Мина пробила все этажи здания и взорвалась. Разом погибли 101 человек, почти все управление завода, проводившее в это время совещание.
6 ноября под утро вражеской авиации удалось поджечь автозавод. За ночь на город было сброшено 32 фугасные бомбы и несколько сотен зажигательных бомб.После первых бомбежек стало понятно, что враг на этом не остановится. Он дал понять, что город досягаем и уязвим и разгром его — дело времени. Была у врага и надежда, что Горький будет взят и вся промышленность, сосредоточенная в нём, целехонькой отойдет победителям.
Установлено, что в двух крупных налётах на Горький участвовали самолёты бомбардировочной эскадры «Викинг», которые поднимались с аэродрома Сеща.
8 ноября 1941 года Горьковский бригадный район ПВО был усилен 58-й и 281-й отдельными зенитно-артиллерийскими дивизионами, 142-й истребительной авиационной дивизией и 45-м зенитно-прожекторным полком.
Декабрьское наступление под Москвой «отвлекло» вражескую авиацию. Она работала в пределах фронта, нанося бомбовые удары по наступающим советским войскам. В эти дни в «Журнале боевых действий 142-й истребительной авиационной дивизии отмечалось:«Противник в первой половине декабря произвел 4 полета одиночных разведчиков в районе Мурома, Вязников, Коврова, из них один с бомбометанием — Ковров». В Горьком ни одного самолета замечено не было.Городским комитетом обороны было принято решение о строительстве больших бомбоубежищ тоннельного типа. Для этого было мобилизовано 2300 человек.
В новогоднюю ночь посты наблюдения уловили в небе звук самолета. К Горькому подбирался одиночный бомбардировщик. Только совсем недавно в архивных документах было обнаружено, что это летел Ju-88 обер-лейтенанта Копака из 6-й эскадрильи KG30 «Адлер». С аэродрома Орши он решил доставить «подарки» горьковчанам, и это ему удалось. Несколько взрывов бомб нарушили тишину новогодней ночи. Наступал военный 1942 г.

3.Вячеслав Фёдоров. Военные материалы.

80 лет назад немецкие бомбардировщики сделали попытку прорваться к городу Горькому.
Цель — Сейма!
В ясные погожие дни осени 1941 года над городом стали замечаться силуэты неизвестных самолетов, которые военными специалистами определялись как вражеские самолеты — разведчики. Достать их истребителями из полков прикрытия города было невозможно. Летали они на большой высоте и уходили при первом же появлении в небе истребителей. Не надо было быть искушенным специалистом, чтобы предположить, что где-то в немецких штабах формируется подробная фотокарта города и определяются цели для нанесения бомбовых ударов. Самолеты меняли маршруты и было ясно, что им не хватало каких-то участков, которые оказались не попавшими в объектив. Конечно военным думалось, что вот сейчас все, что нужно отснимут и прилетят с грузом от которого сотрясется город. Шел отсчет дней. Когда?
Невольным свидетелем первого бомбового удара оказался Герой Советского Союза Сидор Васильевич Слюсарев:
«В конце октября 1941 года я был командирован в район Горького на станцию Сейма, где базировался запасной истребительный авиаполк. Здесь я должен был принять три полка для ВВС Юго-Западного фронта. В расположении полка находилась и моя семья, жена и два сына, одному 8 лет, другому 2 года, которые были эвакуированы из Киева. Поздно ночью наш поезд подходил к станции Сейма, но был остановлен возле семафора из-за воздушной тревоги. В воздухе на большой высоте летал вражеский бомбардировщик, наши зенитчики вели по нему огонь. Все пассажиры вышли из вагонов.
С первых дней войны, начиная с госграницы и до самого Харькова, я все время находился на передовых позициях наших войск, где управлял боевыми действиями нашей фронтовой авиации. Когда я ехал в Горький, думал, что здесь , наверное, немного отдохну.
Немецкий стервятник подошел к станции Сейма, перешел в отвесное пикирование и на высоте 500-600 метров сбросил серию крупнокалиберных бомб на шестибашенный, заполненный зерном элеватор, который разрушился и загорелся.
Через два часа наш поезд подошел к станции. Свою семью я нашел на аэродроме, где они проживали в землянке. Надо ли говорить, как я обрадовался встрече. Вдруг в два часа ночи меня вызывает главнокомандующий ВВС Красной Армии генерал П.Ф.Жигарев к аппарату «ВЧ» и передал приказ Сталина, чтобы я немедленно отбыл в Горький и полностью отвечал за ПВО Горьковского района. В мое распоряжение выделялись 12 истребительных авиаполков. Вот и отдохнул! Но приказ есть приказ».
Элеваторная война
На Сейме к звукам летающих самолетов давно привыкли. Здесь на полевом аэродроме базировался запасной авиационный полк и по летающим самолетам узнавали даже о погоде: раз летают — значит день будет хорошим. Так что звук моторов приближающегося бомбардировщика особой тревоги не вызвал, к тому же самолет шел на большой высоте. Это был одиночный немецкий «Ю-88». Нельзя сказать, что он пересек все прифронтовое пространство незамеченным. Посты воздушного наблюдения вели его и в городе Дзержинске, куда он возможно направлялся, были предупреждены о его появлении. Сигнал тревоги там прозвучал, но самолет не прилетел. В городе думали, что это вновь была учебная воздушная тревога, пока на следующий день не узнали, что вражеский «юнкерс» отбомбился на Сейме.
Удар, который нанес «юнкерс», авиаторы оценили как мастерский, только вслух никто об этом не говорил. С такой огромной высоты точно спикировать и положить все три бомбы в цель, которая кажется небольшим квадратиком, мог только опытный летчик.
Конечно, мы и думать не могли, что когда-то откроется его имя. А оно открылось. Через много лет стало известно, что в тот день, 22 октября 1941 года, поднявшись с аэродрома Сещинская, свой «Ю-88» вел на цель немецкий летчик Ханс Георг Бехтер. Это был действительно опытный и уже повоевавший пилот, совершивший к тому времени 80 боевых вылетов. За польскую кампанию он получил Железный крест 2-й степени. Затем воевал во Франции, участвовал в налетах на Англию. С 21 июля 1941 года на Восточном фронте и сразу же летит на Москву. Военными историками отмечается, что все экипажи, были оснащены подробными авиакартами с нанесенными военными и политическими объектами. И это не удивительно, начальником оперативного отдела штаба 2-го авиакорпуса люфтваффе был фон Грамон — в недавнем прошлом военно-воздушный атташе Германии в Москве.
Бомбовый удар по Сейме был полной неожиданностью. Когда-то местные краеведы представили его как случайный. Просто самолет заблудился, не вышел на Дзержинск или на Горький и отбомбился по станции, которую штурман указал на карте. Может быть это была запасная цель: все-таки здесь был аэродром, железная дорога…
Так думали и собравшиеся на следующий день на заседание бюро Горьковского обкома ВКП(б). Цель — элеватор казалась не существенной. И в этом было большое заблуждение.
Но Бехтер вел свой «юнкерс» точно на элеватор и со своей задачей справился — сотни тонн заготовленного на зиму зерна сгорело или пришло в негодность.
Цель бомбежки элеватора на Сейме прояснилась, когда по секретным каналам пришли сообщения о результате налетов на Москву. Там тоже одной из целей бомбового удара были элеваторы. Дальше — больше: были разгромлены элеваторы под Калугой, в Ярославской, Ивановской и Тульской областях.
Стало понятно, что бомбовый удар по Сейме не был случайным. Враг продуманно спланировал бомбежку элеваторов. Сразу же стала ощущаться нехватка зерна и возможность голодной зимовки.
27 октября секретарь МГК ВКП(Б) А.С. Щербаков пишет Сталину:
«По состоянию на 27 октября остаток муки составляет 33 тысячи тонн, что удовлетворяет потребность области на 10-11 дней и по Москве на 8-9 дней».
По всему Поволжью снижается норма выдачи хлеба. Вводятся карточки.
Самолет «Юнкерс-88». Такие бомбовозы первыми проторили дорогу к Горькому.
Ханс Георг Бетхер. Немецкий ас, первым обрушил бомбы на нижегородскую землю.
Военные истории от Вячеслава ФЁДОРОВА
Возвращённые имена
Награждены одним Указом
16 декабря 1943 года в 142-й истребительной авиадивизии, прикрывавшей город Горький был получен секретный приказ о награждении двух летчиков за летние бои орденами Отечественной войны I-й степени.
Награждались:
Командир отряда 3-й перегоночной авиаскадрильи старший лейтенант Закора Алексей Федорович и командир звена этой же эскадрильи младший лейтенант Белоусов Михаил Иванович с пометкой — посмертно.
Перегоночная авиаэскадрилья базировалась на аэродроме авиационного завода и ее основным делом было перегонять новые самолеты на фронт. Летчики в авиаэскадрильи были опытные с большим количеством часов налета, умеющие хорошо ориентироваться в полетах и днем и ночью. Дополнительной боевой задачей авиаскадрильи было прикрытие города Горького от налетов вражеской авиации. Каждый день лета 1943 года звенья авиаэскадрильи находились на боевом дежурстве, готовые по первому сигналу тревоги подняться в небо.
Мы разыскали наградные листы летчиков с описанием их подвигов. О Михаиле Белоусове говорилось:
«В ночь с 13 на 14 июня 1943 года т. Белоусов вылетел на прикрытие города Горького от налета вражеской авиации. При встрече с самолетами противника т. Белоусов таранил самолет Х-111.
Воздушный бой наблюдал пост ВНОС №91 и местные жители деревни Красное. Летчик при таране погиб. В районе падения истребителя обнаружены отрубленные части хвостового оперения самолета Х-111».
Подробностей мало, все происходило в ночное время и вряд ли в темноте можно было разглядеть все, что происходило в воздухе. С поста ВНОС сообщили, что летчик таранил фашистский бомбардировщик уже на небольшой высоте, но перед этим были слышны пулеметные выстрелы. Можно предположить, что «Хейнкель», пытаясь оторваться от преследования истребителя, резко снизился, чтобы растворится в темноте, но летчик истребителя, сблизившись с ним, не выпускал его из вида. Вполне возможно, что темнота мешала прицельно стрелять и летчик истребителя решил нанести верный удар.
Деревня Красное располагается в Сосновском районе. Это недалеко от Павлова. Значит летчик Михаил Белоусов поджидал немецкие бомбардировщики на одном из маршрутов подлета к Горькому.
О Михаиле Белоусове известно очень мало. Ему было всего 22 года, когда он погиб. К сожалению архивные документы не содержат никакой информации откуда он был родом. С 1939 года он числился кадровым летчиком.
Нам удалось разыскать письмо его однополчан, опубликованное в одной из нижегородских газет:
«В ночь, когда был произведен таран, Белоусов барражировал в небе на предполагаемом направлении полета вражеских стервятников.
Вдруг впереди себя он заметил два колеблющихся языка пламени — выхлопы из двигателей. Набрав высоту он повел свой истребитель к цели и пошел на сближение. Экипаж «Хейнкеля» заметил преследователя применил обычный тактический прием фашистских пилотов — уйти на большой скорости под линию естественного горизонта, во тьму, где охотник-истребитель будет лишен возможности вести прицельный огонь.
Старший лейтенант Белоусов открыл огонь из пушек. Бомбардировщик продолжал лететь, видимо снаряды прошли мимо. Белоусов повторил атаку. Кромешная темнота мешает прицеливанию. Летчик стреляет наугад, по предполагаемой цели и когда закончился боекомплект, решает идти на таран. Удар винтом пришелся по верхней части хвостового оперения бомбардировщика и тот пошел вниз. Белоусову не хватило высоты, чтобы выйти из атаки»,
Нам удалось найти фотографию летчика. Когда-то красные следопыты Сосновского района вели поиск его родных. Они удалось установили, что летчик был родом из села Вертуновки Пензенской области. Отыскался и отец героя. Он сообщил, что перед войной семья жила в Подмосковье на станции Лобня. Михаил закончил местный аэроклуб и решил стать кадровым летчиком. Когда началась война, он просился на фронт, но его направили в Горький, где он облетывал новые самолеты и перегонял их на фронт.
Старший лейтенант Михаил Иванович Белоусов был похоронен на Канавинском кладбище. Уцелела ли его могила? А вот память о нём мы могли бы и потерять.
Рассекреченные документы Министерства обороны России открыли для нас имя еще одного летчика, совершившего таран вражеского бомбардировщика под Горьким — Закора Алексей Федорович. Он тоже служил в 3-й перегоночной авиаэскадрильи и был командиром отряда. Из наградных листов видно, что это был уже опытный летчик, числившийся в кадрах с 1933 года. В октябре 1942 года он получил первую боевую награду — орден Красной Звезды за перегонку самолетов:
«Работая командиром звена перегоночной зскадрильи, лейтенант Закора перегнал на передовые фронтовые аэродромы лично свыше 140 самолета и более 300 в составе звена.
Перегонял самолеты в сложных метеорологических условиях по маршрутам Горький — Тихвин и Горький — Ростов. Не имел блуждений и летных происшествий. Все самолеты перегонялись точно в указанные сроки.
Сам лично участвовал в обороне гор. Горького от налетов воздушного противника. Имеет свыше двадцати боевых вылетов днем и ночью».
А вот и наградной лист, который мы долго искали.
« В ночь с 6 июня 1943 года, патрулируя на подступах к Горькому старший лейтенант Закора встретил и сбил самолет противника Ю-88. Самолет упал в районе села Бочиха, что в 70 километров юго-западнее Горького в муромском лесном массиве.
14 июня при встрече с самолетом противника Х-111 старший лейтенант Закора подошел к нему снизу и винтом своего самолета отрубил ему хвостовое оперение. Самолет противника упал в районе станции Кульма. При таране оказались отбиты две лопасти винта самолета Закоры. С трудом летчик посадил самолет на аэродроме завода №21».
За это бой старший лейтенант Закора Алексей Федорович был награжден орденом Отечественной войны I-й степени.
Никаких более подробных сведений о таранах летчиков младшего лейтенанта Михаила Белоусова и старшего лейтенанта Алексея Закоры узнать пока не удалось. Понятно, что в каких-то архивах хранятся сведения о них. Ведь производился осмотр местности, где упали самолеты, были изъяты документы летчиков погибших экипажей и указаны места их захоронений. Но сведения эти пока не рассекречены.
К сожалению и нам не удалось более подробно выяснить биографии наших летчиков и найти их фотографии. И если о Михаиле Белоусове известно, что он похоронен на нашей земле, то об Алексее Закоре удалось узнать, что он погиб в районе Днепропетровска 27 апреля 1944 года. Его самолет был сбит огнем зенитной артиллерии противника во время разведывательного полета. До сих пор он числится как не вернувшийся с боевого задания. Место падения самолета Закоры так и не найдено.
Младший лейтенант Михаил Белоусов
Старший лейтенант Алексей Закора.
Указ о награждении лётчиков. Их имена стоят рядом.
На месте гибели лётчика Михаила Белоусова у деревни Красное стоит обелиск за которым присматривают учащиеся воскресной школы храма в честь Нерукотворного Образа Спаса.

 

Кандидат исторических наук,
доцент НИУ РАНХиГС при Президенте РФ
Нефёдов Виктор Николаевич.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Mission News Theme by Compete Themes.
Яндекс.Метрика