Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

О вышиванках и древних символах

Last updated on 25.02.2020

      Мне нравятся вышитые гладью или крестиком рубахи. Они подчеркивают интернациональный характер развития общей культуры человечества. Когда первые люди, волна за волной из глубин Африки, переселялись в разные точки земного шара, чтобы согреться они одевались в шкуры животных, и украшали эти одежды разным орнаментом. Так же они делали рисунки на глиняной, деревянной, бамбуковой посуде. Со временем, расселившись вдоль рек и озер, они научились ткать ткани, делать из них рубахи и украшать их вышивкой. Вышивка на рубахах со временем стала нести в себе некие сакральные символы-обереги. Так поступали все человеческие племена. Обособляясь, а это было необходимо, территория кормила! — появились вятичи, кривичи, древляне, поляне, чудь, мурома, эрзя, угры, фины, славяне, булгары, татары и т. д. , каждое племя со своим культурным колоритом. Но исходный культурный код был един. Влияние монотеизма, который был необходим для становления государственности и выживания народов, распространялось в народной культуре постепенно, несмотря на, по сути, принудительное внедрение и крушение «языческих идолов». Поэтому исследователи постоянно говорят о двоеверии, видя смешение новых верований со старыми, условно «языческим», когда в женских украшениях соседствуют крестообразные привески, как дополнение к древним символам-оберегам — лунницам, шумелкам…, а мужчины, наряду с крестом на шее, также располагали на своих поясных ремнях древние обереги. На перстнях и мужчин и женщин — символы «вспаханное поле», «засеянное поле», «воды и земли», «хлябей небесных» и др. были скорее правилом, чем исключением на протяжении веков после принятия христианства.

Всё последующее развитие человечества неизменно сопровождалось острым интересом к тем древним временам, изучаются орнаменты на одеждах, украшения-обереги — утиные лапки, кони, шумелки, солярные символы …. Не стал исключением и наш период развития — век 20 и 21 век. Мода в эти века постоянно черпает в тех временах особое вдохновение. И, вдруг, появляется социальный феномен, когда в эти древние символы и знаки стали вносить смысл политический, смысл идеологический. Кто-то, весьма не глупый, предложил использовать древний солярный символ — свастику, как знак национальной исключительности, национального превосходства, как своеобразный сигнал-определитель свой-чужой. Кадры хроники: на площадях фашистской Германии — древние арийцы, одетые в вышитые рубахи, гордые, белокурые, надменные. Кадры хроники: германских фашистов встречают во Львове в вышитых рубахах счастливые бандеровцы. Кадры хроники: представители власти Украины ведут свои заседания не в белых рубашках с галстуками, а в вышиванках. То есть, культурный древний код хитрецы от власти превратили в одежды новой идеологии — примитивного, реакционного, экстремистского национализма. Всё, что последовало дальше — миллионы жертв Второй Мировой войны, тотальный террор по всему миру, локальная гибридная гражданская война с тысячами невинно убиенных Святых Людей Донбасса.

Таким образом, когда вышиванки и древние символы-обереги появляются сегодня на людях разных национальностей — русских украинцах, белорусах, удмуртах, мордве, марийцах, чувашах, татарах, башкирах … как код древней культуры, как уважение к предкам и гордости за свой народ, — это прогресс, это развитие, это мир и счастье людей. Когда же в вышиванки и древние символы-украшения начинают вкладывать смысл национальной исключительности, национального превосходства, то есть не культуру, а идеологию, как комплекса идей определенной социальной группы либо рвущейся к власти, либо её удерживающую — жди беды!

Дополнения:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Mission News Theme от Compete Themes.
Яндекс.Метрика