Last updated on 25.02.2020
Мне нравятся вышитые гладью или крестиком рубахи. Они подчеркивают интернациональный характер развития общей культуры человечества. Когда первые люди, волна за волной из глубин Африки, переселялись в разные точки земного шара, чтобы согреться они одевались в шкуры животных, и украшали эти одежды разным орнаментом. Так же они делали рисунки на глиняной, деревянной, бамбуковой посуде. Со временем, расселившись вдоль рек и озер, они научились ткать ткани, делать из них рубахи и украшать их вышивкой. Вышивка на рубахах со временем стала нести в себе некие сакральные символы-обереги. Так поступали все человеческие племена. Обособляясь, а это было необходимо, территория кормила! — появились вятичи, кривичи, древляне, поляне, чудь, мурома, эрзя, угры, фины, славяне, булгары, татары и т. д. , каждое племя со своим культурным колоритом. Но исходный культурный код был един. Влияние монотеизма, который был необходим для становления государственности и выживания народов, распространялось в народной культуре постепенно, несмотря на, по сути, принудительное внедрение и крушение «языческих идолов». Поэтому исследователи постоянно говорят о двоеверии, видя смешение новых верований со старыми, условно «языческим», когда в женских украшениях соседствуют крестообразные привески, как дополнение к древним символам-оберегам — лунницам, шумелкам…, а мужчины, наряду с крестом на шее, также располагали на своих поясных ремнях древние обереги. На перстнях и мужчин и женщин — символы «вспаханное поле», «засеянное поле», «воды и земли», «хлябей небесных» и др. были скорее правилом, чем исключением на протяжении веков после принятия христианства.
Всё последующее развитие человечества неизменно сопровождалось острым интересом к тем древним временам, изучаются орнаменты на одеждах, украшения-обереги — утиные лапки, кони, шумелки, солярные символы …. Не стал исключением и наш период развития — век 20 и 21 век. Мода в эти века постоянно черпает в тех временах особое вдохновение. И, вдруг, появляется социальный феномен, когда в эти древние символы и знаки стали вносить смысл политический, смысл идеологический. Кто-то, весьма не глупый, предложил использовать древний солярный символ — свастику, как знак национальной исключительности, национального превосходства, как своеобразный сигнал-определитель свой-чужой. Кадры хроники: на площадях фашистской Германии — древние арийцы, одетые в вышитые рубахи, гордые, белокурые, надменные. Кадры хроники: германских фашистов встречают во Львове в вышитых рубахах счастливые бандеровцы. Кадры хроники: представители власти Украины ведут свои заседания не в белых рубашках с галстуками, а в вышиванках. То есть, культурный древний код хитрецы от власти превратили в одежды новой идеологии — примитивного, реакционного, экстремистского национализма. Всё, что последовало дальше — миллионы жертв Второй Мировой войны, тотальный террор по всему миру, локальная гибридная гражданская война с тысячами невинно убиенных Святых Людей Донбасса.
Таким образом, когда вышиванки и древние символы-обереги появляются сегодня на людях разных национальностей — русских украинцах, белорусах, удмуртах, мордве, марийцах, чувашах, татарах, башкирах … как код древней культуры, как уважение к предкам и гордости за свой народ, — это прогресс, это развитие, это мир и счастье людей. Когда же в вышиванки и древние символы-украшения начинают вкладывать смысл национальной исключительности, национального превосходства, то есть не культуру, а идеологию, как комплекса идей определенной социальной группы либо рвущейся к власти, либо её удерживающую — жди беды!
Дополнения:
Будьте первым, кто оставит комментарий!