Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Нефёдов В.Н. Лётчик-истребитель, лейтенант Платов Виктор Алексеевич — «в бою смел и беспощаден к фашистским извергам».

Историю о его невероятном везении в полку обсуждали долго. В этом бою он всё сделал по инструкции, когда вынырнул из облаков и обнаружил колонну противника сначала сделал облёт, потом приготовился, прицелился и получил жёсткий огневой отпор. Вся колонна стреляла. Строчили зенитные пулемётные установки в трех местах колонны. Пули зенитного пулемёта прошили в нескольких местах основной бензобак ЛаГГа. Горючее окатило Виктора с головы до ног и стремительно покидало бензобак. Малейшая искорка и нет ни пилота, ни самолёта. Но выплюнув, попавший в рот бензин, он решительно взял ручку на себя, на остатках топлива набрал высоту и встал на курс к своему аэродрому. Сколько раз ему приходилось в тумане, в кромешной темноте приземляться после выполнения боевого задания и, сейчас, невероятное шестое чувство, интуиция и опыт не подвели. Тихо и бесшумно самолет уверено прокатился по полосе и встал. Боевые товарищи качали головами — всё было за последние месяцы, но такое — первый раз. А он сделал из этого случая для себя вывод — основную часть боезапаса надо выпустить сразу же по колонне врага, в первом же заходе, пока зенитчики не приготовились со своими пулемётами и фашисты не начали стрелять из винтовок (предписывалось методикой штурмовки, что первый заход разведывательный, огонь надо открывать со второго захода). Так он и действовал. Каждый боевой вылет на ЛаГГе, который был одноместным одномоторным поршневым истребителем-монопланом, способным выполнять функции истребителя-бомбардировщика, истребителя-перехватчика, самолёта-разведчика был предельно результативным. Если сравнить его результаты и результаты, значительно более опытного пилота — батальонного комиссара, некоторое время исполнявшего обязанности командира 193-го истребительного полка Ефимова Иван Фёдоровича, то становиться понятным, за что лейтенанта Платова наградили орденом «Красного Знамени».

«В сложных условиях тов. Платовым с 27.10.41 по 15.12.41 совершен 51 боевой вылет, с общим налётом 37 часов 46 мин. Из этого количества лейтенант Платов совершил 15 вылетов на штурмовку войск противника с налётом 10 часов 37 мин.

Штурмовыми действиями тов. Платов уничтожил несколько десятков фашистов, несколько зенитных точек, до 6 автомашин с грузами, до десятка домов зажжено, в которых располагались фашисты».

За тот же период на Калининском фронте батальонный комиссар Ефимов Иван Фёдорович совершил 115 боевых самолётовылетов. «Лично при штурмовках уничтожил автомашин с военным грузом — 10; зенитных точек — 8; повозок с грузом — 20; солдат и офицеров противника до 100».

Всем боевым коллективом 193-го истребительного авиационного полка совершено было на Калининском фронте 1009 боевых самолётовылетов, с общим налетом 701 час 47 мин.

Личный состав полка участвовал в 45 воздушных боях, провёл 132 штурмовки колонн и позиций фашистов. Самолётов врага уничтожено в воздушных боях — 29, на земле — 10 самолётов; автомашин с грузом — 100; повозок с грузом — 85; цистерн с горючим — 8; мотоциклов — 8; полевых орудий — 6; зенитных точек — 40, солдат и офицеров противника более 1200.

Потери полка за период с 25.10.1941 по 12.01.1942 составили 7 самолётов и личного состава — 1 лётчик, 3 пропали без вести.

Самолёт ЛаГГ-3 производился в нескольких городах страны, в том числе и в городе Горьком, на авиационном заводе. Начальником ОКБ-301 и руководителем работ по созданию ЛаГГ-3 былВ.П. Горбунов. Однако самолёт назван не только по фамилии руководителя проекта В. П. Горбунова, но и его ближайших сотрудников: С.А. Лавочкина и М.И. Гудкова — ЛаГГ .

На самолёте было мощное вооружение, он обладал высокой живучестью, минимально были использованы дефицитные материалы. Основной материал — сосна, березовый шпон, фанера и модифицированная смолами древесина, огнеупорность была безупречной.

В книге «Крылья Родины» Шахурин А.И. рассказывает «Узнав, что Лавочкин использует в самолете дельта-древесину, пожелал познакомиться с этим материалом и Сталин. Мы были у Сталина вместе с Лавочкиным. Сталин с недоверием слушал доклад конструктора, а затем, подойдя к столу заседаний, на котором лежали лонжерон и нервюра, изготовленные из дельта-древесины, вынул изо рта трубку и, повернув ее, горящую положил на дерево. Оно даже не обуглилось. Тогда Сталин взял с письменного стола перочинный ножик и стал скрести поверхность фанеры. Все усилия были напрасны. Дерево оказалось твердо как камень. На наших глазах Сталин просветлел. „Надо наградить того,— сказал он,— кто изобрел это“. Изобретателя дельта-древесины главного инженера завода винтов и лыж Леонтия Иовича Рыжкова вскоре наградили орденом».

Вот на таком замечательном самолёте вершил свои ратные подвиги лейтенант Платов. После выполнения очередного сложного боевого задания Виктор с друзьями отправился купаться на речку. Ныряли в омут, вниз головой, очередной прыжок и он врезался в песчаную отмель. Боевые товарищи оперативно вытащили его из воды. Несли бережно до медсанбата, потом госпиталь за госпиталем, в конце концов он оказался в городе Горьком, где и закончился его жизненный путь.

Платов Виктор Алексеевич. 1921 года рождения (2 февраля). Место рождения — г. Москва. Призван в РККА РВК, 09.12.1939. Окончил Борисоглебскую школу ВВС. Лейтенант. Лётчик-истребитель (пилот). Член ВЛКСМ с 1938. Место службы (1940) — 159-й истребительный авиационный полк. Последнее место службы — 1-я эскадрилья (с сентября 1941 была вооружена самолётами ЛаГГ — 3), 193-й истребительный авиационный полк, 209-я истребительная авиационная дивизия (1-го формирования), 3-я Воздушная Армия, Калининский фронт. С ноябре 1941 года 193-й истребительный авиационный полк выполнял боевые задания в Новокарельском районе, штурмовал дороги южнее Калинина, в марте 1942 года прикрывал наземные войска в районе Макарово — Чертолино, 31 марта 1942 года защищал Старицу. До августа 1942 года действовал в районе Калинина, Таврово.

Виктор поступил 15.07.1942 в эвакогоспиталь ЭГ 2817 МЭП 41 — «перелом 6-ти шейных позвонков, ушибы». Умер от травм 01.08.1942.

Удостоен: Благодарности от Командующего Калининским фронтом; 3-х Благодарностей от командования 193-го истребительного авиационного полка — за отличное выполнение боевых заданий.

Приказом № 102 от 28.03.1942 по войскам Калининского фронта пилот 1-й эскадрильи 193-го истребительного полка, лейтенант Платов Виктор Алексеевич награждён орденом «Красного Знамени».

Из Наградного листа: «Пилот 1 аэ 193 ИАП лейтенант Платов В.А. выделяется из истребителей летчиков эскадрильи точным и аккуратным выполнением боевых заданий командования. Верный своей военной присяги тов Платов В.А. выполняет любые задания при самых сложных метеорологических условиях.

Дважды лейтенант Платов выполнял задания при большом тумане и оба раза точно пришел на аэродром и благополучно совершил посадки.

В бою смел и беспощаден к фашистским извергам. Настойчив, решителен и самоотвержен. 6 декабря 1941 г. при штурмовке наземных войск противника в р-неТруново-Козлово Калининской области был обстрелян сильным огнем З.П. и винтовок противника. В самолёте был пробит главный бензиновый бак. Лейтенант Платов В.А. был весь облит бензином. Несмотря на угрозу пожара и взрыва и падения самолёта из-за недостатка горючего на лесистую местность, лейтенант Платов А.В., проявив образец хладнокровия и самоотверженности, привёл самолёт на свой аэродром и совершил посадку с баками без капли горючего.

В сложных условиях тов. Платовым с 27.10.41 по 15.12.41 совершен 51 боевой вылет, с общим налётом 37 часов 46 мин. Из этого количества лейтенант Платов совершил 15 вылетов на штурмовку войск противника с налётом 10 часов 37 мин.

Штурмовыми действиями тов. Платов уничтожил несколько десятков фашистов, несколько зенитных точек, до 6 автомашин с грузами, до десятка домов зажжено, в которых располагались фашисты.

Командир 1 аэ 193 ИАП — капитан Артемов. Военный комиссар — политрук Новиков. 19 декабря 1941 г.»

Похоронен — «Новое кладбище «Марьина Роща», Ворошиловский район, г. Горький».

Мать — Платова Мария Антоновна (Москва, 1897 г.р.).

Источники: ОБД «Память народа»; ОБД «Мемориал»; ОБД «Подвиг народа» и другие Интернет-ресурсы.

Руководитель поисковой секции Нижегородского областного отделения «Российского общества историков-архивистов», член рабочей группы по увековечиванию памяти павших воинов при Общественной палате Нижегородской области, кандидат исторических наук, доцент НИУ РАНХиГС при Президенте РФ — Нефёдов Виктор Николаевич.

Один комментарий

  1. Евгения Евгения 17.01.2024

    Сердечно благодарю Нефедова Виктора Николаевича за воссоздание яркого художественного образа в описании подвига нашего героя летчика-истребителя Платова Виктора Алексеевича.
    Рассказ небольшой, но очень информационно ёмкий, насыщенный историческими деталями, статистикой и боевыми результатами. Автор вживается в образ героя, очень достоверно и детально описывая подробности заданного вылета. Так же, очень интересно было прочесть о создателях самолета-истребителя ЛаГГ, о материалах, о его возможностях и вооружении.
    Рассказ замечательный!
    С большим уважением к Вашему труду.
    Евгения Беднова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тема Mission News от Compete Themes.
Яндекс.Метрика